Начал вчера переводить урок рава по поводу исповеди и тшувы.
Одно вводное замечание.
Суть тшувы - это так в Игерет аТшува (гл. 7), и это так в принципе - суть тшувы это пробуждение рахамим рабим. Нусах "пан" который хасид пишет Ребе - אנא לעורר רחמים רבים ממקור הרחמים וכו' - это просьба пробудить великое милосердие. Это то же самое что просьба пробудиться в тшуве. Это просто одно и то же. Рахамим рабим - великое милосердие, 13 мер милосердия - это тшува. Если это понятно - дальше можно не читать...
Рав говорит о том, что тшуве требуется "пруф" - подтверждение. Подтверждение тшувы - это рахамим рабим. Если во мне появилась хотя бы крупица жалости - сначала к себе самому, потом - к окружающим - это значит, я сделал первый шаг к тшуве. И чем больше жалости и эмпатии к окружающим я начинаю чувствовать - тем дальше я продвигаюсь по пути тшувы.
"И вернется к Б-гу и преисполнится жалости над ним". Кто кого должен жалеть? Преисполнится жалости - так обьясняется в Тании - на тот "ницоц элокут", на ту Б-жественную искру, которая в нем. Тшува - это пробуждение жалости. Если это понятно, дальше можно не читать.
Почему человек не делает тшуву? - Наверное, потому, что он еще не встретил никого, кто бы его по-настоящему пожалел.
Встреча с праведником очень часто служит для человека "триггером" для тшувы. Почему? Именно поэтому. Взгляд праведника, полный жалости и любви - пробуждает человека к тшуве. Поэтому есть сколько угодно историй, как человек приходит к Ребе, и после короткой беседы выходит весь в слезах, и при этом совершенно счастливый, каким то особенным счастьем. Что там происходит на этой встрече? Происходит встреча двух душ. И одна душа пробуждает другую душу. Пробуждает великое милосердие.
Очень многие описывают, что после встречи с Ребе у них как бы "камень упал с души" - это то самое "каменное сердце", замкнутое на себя, и видящее только себя, которое начинает пробуждаться.
Кто то хочет мне рассказать, что он поедет на оэль, или встанет перед портретом Ребе, и испытает нечто подобное? Только при условии, что у него душа уже пробудилась. Если еще нет - пусть не рассказывает майсы, а ищет реального живого праведника, машпиа, кого нибудь, кто его больше всех способен пожалеть и понять.
Но общий принцип - это как говорилось выше. К праведнику идут - в основном, или даже сказать еще жестче - только за тем, чтобы получить эту "искру" тшувы. Это "пробуждение" тшувы.
Есть много обьяснений на тему что означает "йехидут" у Ребе. Почему то самое простое я не нашел пока. Йехидут - это йехида. Йехида - это тшува. Йехидут у Ребе - это искра тшувы. Это сила, которую Ребе дает челвоеку, чтобы идти по пути тшувы.
Хорошо. А что если не?
Хасидут недостаточно? - Ответ: нет. Самостоятельно делать тшуву можно? Можно. Это подготовка к йехидут. Йехидут - это снять "тонкую пленку", это не "мила", это "прия"
Ну и что же делать? Ведь Ребе уже 24 года как не с нами?
Что делать? Перестать слушать тех, кто рассуждает о вещах, в которых у него нет ни малейшего представления.
Вс-вышний не требует от человека невозможного. Если заповедь тшувы - это основа всех заповедей, если Тания начинается с "ибо близко к тебе дело это очень", и "дело это" - означает тшува, как известно, и если мы понимаем, что самостоятельно человек может пройти лишь первый этап тшувы - то человек начинает искать. И кто ищет - тот найдет.
Тшуву нужно искать. И Б-га нужно искать. И "Давида, царя над ними" тоже нужно искать. Откроется тем, кто ищет всей душой и всем сердцем.