Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Начал вчера переводить урок рава по поводу исповеди и тшувы

Начал вчера переводить урок рава по поводу исповеди и тшувы. Одно вводное замечание. Суть тшувы — это так в Игерет аТшува (гл. 7), и это так в принципе — суть тшувы это пробуждение рахамим рабим. Нусах «пан» который хасид пишет Ребе — אנא לעורר רחמים רבים ממקור הרחמים וכו’ — это просьба пробудить великое милосердие. Это то же самое что просьба пробудиться в тшуве. Это просто одно и то же. Рахамим рабим — великое милосердие, 13 мер милосердия — это тшува. Если это понятно — дальше можно не читать… Рав говорит о том, что тшуве требуется «пруф» — подтверждение. Подтверждение тшувы — это рахамим рабим. Если во мне появилась хотя бы крупица жалости — сначала к себе самому, потом — к окружающим — это значит, я сделал первый шаг к тшуве. И чем больше жалости и эмпатии к окружающим я начинаю чувствовать — тем дальше я продвигаюсь по пути тшувы. «И вернется к Б-гу и преисполнится жалости над ним». Кто кого должен жалеть? Преисполнится жалости — так обьясняется в Тании — на тот «ницоц элокут», на ту Б-жественную искру, которая в нем. Тшува — это пробуждение жалости. Если это понятно, дальше можно не читать. Почему человек *не* делает тшуву? — Наверное, потому, что он еще не встретил никого, кто бы его по-настоящему пожалел. Встреча с праведником очень часто служит для человека «триггером» для тшувы. Почему? Именно поэтому. Взгляд праведника, полный жалости и любви — пробуждает человека к тшуве. Поэтому есть сколько угодно историй, как человек приходит к Ребе, и после короткой беседы выходит весь в слезах, и при этом совершенно счастливый, каким то особенным счастьем. Что там происходит на этой встрече? Происходит встреча двух душ. И одна душа пробуждает другую душу. Пробуждает великое милосердие. Очень многие описывают, что после встречи с Ребе у них как бы «камень упал с души» — это то самое «каменное сердце», замкнутое на себя, и видящее только себя, которое начинает пробуждаться. Кто то хочет мне рассказать, что он поедет на оэль, или встанет перед портретом Ребе, и испытает нечто подобное? Только при условии, что у него душа уже пробудилась. Если еще нет — пусть не рассказывает майсы, а ищет реального живого праведника, машпиа, кого нибудь, кто его больше всех способен пожалеть и понять. Но общий принцип — это как говорилось выше. К праведнику идут — в основном, или даже сказать еще жестче — только за тем, чтобы получить эту «искру» тшувы. Это «пробуждение» тшувы. Есть много обьяснений на тему что означает «йехидут» у Ребе. Почему то самое простое я не нашел пока. Йехидут — это йехида. Йехида — это тшува. Йехидут у Ребе — это искра тшувы. Это сила, которую Ребе дает челвоеку, чтобы идти по пути тшувы. Хорошо. А что если не? Хасидут недостаточно? — Ответ: нет. Самостоятельно делать тшуву можно? Можно. Это подготовка к йехидут. Йехидут — это снять «тонкую пленку», это не «мила», это «прия» Ну и что же делать? Ведь Ребе уже 24 года как не с нами? Что делать? Перестать слушать тех, кто рассуждает о вещах, в которых у него нет ни малейшего представления. Вс-вышний не требует от человека невозможного. Если заповедь тшувы — это основа всех заповедей, если Тания начинается с «ибо близко к тебе дело это очень», и «дело это» — означает тшува, как известно, и если мы понимаем, что самостоятельно человек может пройти лишь первый этап тшувы — то человек начинает искать. И кто ищет — тот найдет. Тшуву нужно искать. И Б-га нужно искать. И «Давида, царя над ними» тоже нужно искать. Откроется тем, кто ищет всей душой и всем сердцем.