Субботний сипур от Эяля Эйни.
====
Какой-то парень запутался с долгами, назанимал денег в "сером" секторе (т.е., у бандитов) и кредиторы начали ему звонить и т.д. Парень в отчаянии, решает покончить с собой.
Он работает таксистом. Заканчиваю смену, и все, решает он для себя.
Последний вызов. Кфар Хабад, Адмур Раяц, 14. Рав Гинзбург. Подьезжает. Машина подана.
Рав садится в машину. Таксист спрашивает - куда ехать?
Рав отвечает - посмотрим.
Таксист удивляется, но ничего не говорит.
Выезжают из Кфара. Рав говорит, я думаю, мы поедем в Хеврон.
Еще от Эйни.
Рассказывал, что когда рав был у Ребе, он чувствовал, как Ребе безумно одинок и безумно несчастен. Находится среди тысяч людей, никто из которых его даже не начинает понимать. Рав говорил тогда - со слов Эйни - что чувствовал беспредельную жалость к Ребе.
**
Звучит странно? Вспомните известный ворт ребецин, что "у моего отца был один хасид - это мой муж. А у моего мужа нет ни одного хасида..."
Скорее всего можно говорить о двух типах "пгам" (речи). Есть "пгам" - сказать то что не следует сказать. И есть "пгам" - не сказать то что следунт сказать.
Что хуже? Самое главное - как различить?
Алтер Ребе и Игерет аТшува говорит чио неисполнение заповеди делай на самом деле хуже чем нарушение любого запрета.
Если я не делаю то что я должен делать - а не делаю я потому что боюсь ошибиться... - наверное это хуже всего. В Ликутей Тора гл. Ницавим об этом говлрится еще в более жесткой форме.
Ворт от рава. Человек наказывается за то, на что он больше всего отдает свою жизнь.
Авраам авину отдавал свою жизнь на то, чтобы приближать людей к вере в Б-га. И был наказан (по одному из мнений) за то, что не сделал гиюр жителям Содома...
***
У Ребе есть нечто похожее.
Человек шлихут которого приблизить 1000 человек. Он исполнил шлихут. На 99.9. Приблизил 999 человек. Круто, правда?
Ребе говорит: после 120 та душа того которого не поднимется в высший суд. И скажет: он конечно крут тот шалиах. Но я то в чем провинился?
Алтер Ребе пишет в тании что когда у человека есть ацвут (депрессивное состоянме) от милей дэалма (материальных проблем) нужно "переключить" этот ацвут на "милей дишмая" (духовные проблемы)
В этом же духе можно сказать, когда есть ацвут от собственных духовных проблем, нужно "переключить" этот ацвут на шлихут. Я недоволен собственным луховным уровнем? А то, насколько я исполняю шлихут по большому счету мне пофигу?