Скорее всего можно говорить о двух типах "пгам" (речи). Есть "пгам" - сказать то что не следует сказать. И есть "пгам" - не сказать то что следунт сказать. Что хуже? Самое главное - как различить? Алтер Ребе и Игерет аТшува говорит чио неисполнение заповеди делай на самом деле хуже чем нарушение любого запрета. Если я не делаю то что я должен делать - а не делаю я потому что боюсь ошибиться... - наверное это хуже всего. В Ликутей Тора гл. Ницавим об этом говлрится еще в более жесткой форме. Задача различения между этими двумя вообше не тривиальна. Первый пример такого нежелательного раскрытия это диалог Нахаша (=мошиах) с Хавой. Последствия известны. Когда Яаков кланяется Эйсаву - Яаков думает что Эйсав уже готов, что он уже сосуд доя "ашпаа". И ошибается. И наказывается за это. Когда Ицхак пытается благословить Эйсава - то же самое. Ицхак думает что Эйсав уже "кли" доя благословения. Когда Йосеф заставляет египтян делать обрнзание - есть несколько сихот Ребе на эту тему. Что это был мамаш "пгам" и тд Когда Хаим Виталь делает "афацат майанот" вопреки воле своего учителя - Ари покидает этот мир. Еще до того у Ари умирает сын и он говорит ученикам чтт это за то что он раскрывает им тайны каббалы Когда мештхисты начинают кричать что Ребе Мошиах - это зпканчивается 27 адаром.. Так как же правильно? Не знаю. Правильно, наверное, ошибаться , падать, подниматься и идти вперед. Бездействие исправить куда труднее (если вообше возможно) чем ошибочное действие ** Так что же, ошибаться - можно? Исправлять ничего не нужно? Как раз наоборот. Ситуации отсутствмя ашпаа вИгерет аТшува посвящено всего несколько строчек. Вся остальная игерет атшува это исправление неправильной ашпаа. На что это похоже? Есть тзвестный вопрос почему в Тании приводятся только три ступени искупления. Четвертая - смерть - не приводится. Есть сихот Ребе об этом. Так или иначе не-ашпаа - это как "четвертая часть искупления". Если я вообще не машпиа - я просто мертвый. Можно говорить по мне кадиш.. Исправлчть нечего. Если я уже машпиа но при этом говорю не то что я должен говорить и не тем людям которые должны это услышать - тут уже есть какой то процесс исправления. Получается что древний Нахаш-Мошиах просто запустил процесс исправления мира и чедовека? - Что то вроде..