Есть души - можно назвать их "души мира Брия" - где понятия "добра" и "зла" определены точно и однозначно. "добро" - всегда добро. А зло - всегда зло. У этих людей, у этих душ "олам барур раити" - мир представляется чем то ясным и однозначным.
Есть души - давайте назовем их "души Ацилут" - которые вообще не видят зла ни в ком. Рабби Леви Ицхак из Бердичева - классический пример.
Есть души - я бы назвал их "души поколения Мошиаха" - у которых разница между добром и злом исчезающе мала. "Кехут а-сеара". Вспоминаются известные слова Хазаль, что "(грешникам представляется их йецер) "как толщина волоса". Есть йецер тонкий как "толщина волоса".
Мне кажется, что рав - и это одна из причин, что я думаю, что рав это нечто совершенно "мешихи" - у рава это постоянно звучит, что разница между добром и злом, между самым совершенным добром и самым низким злом зачастую почти что бесконечно мала.
Это как шхита, где все зависит от "аргошо" шохета. Это, на мой взгляд, "мудаут мешихит" - мессианское сознание.
У Ребе? У Ребе было не так. У Ребе "бехохма итбериру". У Ребе как раз все было всегда ясно и несомненно. Седьмому поколению все ясно. Восьмому - не ясно ничего.
"Я не знаю по какой дороге меня поведут" - это восьмое поколение. Это вопрос восьмого поколения. Означает ли это, что Рабби Йоханан бен Закай - это тоже искра души Мошиаха? - Очевидно, да. Не "мессианские" души не задают себе подобных вопросов. Да и вся эта история, обьявить о своей смерти, и его выносят из города, и потом идет к Веспасиану и т.д. - как рав говорит это "думать совершенно хуц лекуфса" - это нечто совершенно мешихи.
Восьмое поколение - это бина. "Ми итен таор митамэ", это постоянно звучащий вопрос.
В седьмом поколение "шайле из а трейф". Вопрос - это трейф. Сафек - это Амалек.
В восьмом поколении вопрос - это попытка подняться из "шеоль".