Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть души - можно назвать их "души мира Брия" - где понятия "добра" и "зла" определены точно и однозначно

Есть души — можно назвать их «души мира Брия» — где понятия «добра» и «зла» определены точно и однозначно. «добро» — всегда добро. А зло — всегда зло. У этих людей, у этих душ «олам барур раити» — мир представляется чем то ясным и однозначным. Есть души — давайте назовем их «души Ацилут» — которые вообще не видят зла ни в ком. Рабби Леви Ицхак из Бердичева — классический пример. Есть души — я бы назвал их «души поколения Мошиаха» — у которых разница между добром и злом исчезающе мала. «Кехут а-сеара». Вспоминаются известные слова Хазаль, что «(грешникам представляется их йецер) «как толщина волоса». Есть йецер тонкий как «толщина волоса». Мне кажется, что рав — и это одна из причин, что я думаю, что рав это нечто совершенно «мешихи» — у рава это постоянно звучит, что разница между добром и злом, между самым совершенным добром и самым низким злом зачастую почти что бесконечно мала. Это как шхита, где все зависит от «аргошо» шохета. Это, на мой взгляд, «мудаут мешихит» — мессианское сознание. У Ребе? У Ребе было не так. У Ребе «бехохма итбериру». У Ребе как раз все было всегда ясно и несомненно. Седьмому поколению все ясно. Восьмому — не ясно ничего. «Я не знаю по какой дороге меня поведут» — это восьмое поколение. Это вопрос восьмого поколения. Означает ли это, что Рабби Йоханан бен Закай — это тоже искра души Мошиаха? — Очевидно, да. Не «мессианские» души не задают себе подобных вопросов. Да и вся эта история, обьявить о своей смерти, и его выносят из города, и потом идет к Веспасиану и т.д. — как рав говорит это «думать совершенно хуц лекуфса» — это нечто совершенно мешихи. Восьмое поколение — это бина. «Ми итен таор митамэ», это постоянно звучащий вопрос. В седьмом поколение «шайле из а трейф». Вопрос — это трейф. Сафек — это Амалек. В восьмом поколении вопрос — это попытка подняться из «шеоль».