Я пытаюсь подвести для себя итоги последнего Шавуот (совпадающего с моим днем рождением - время подведения итогов и время строить планы на будущее).
Рав говорит только одно: сконцентрироваться, сосредоточиться, найти свой шлихут и исполнить его.
Есть тысяча и одна фигня в жизни, которая тебя отвлекает от главного. От цели. От того, ради чего ты здесь.
Эти "отвлекающие маневры" йецера могут облачаться в различные формы - в разного рода обиды, в обсессию по поводу каких то реальных или мнимых собственных недостатоков, но больше всего энергии отвлекает бессмысленная критика. Есть масса писем Ребе на тему - прекратите критиковать, начните что-то делать, наконец!
Мителер Ребе (второй Любавичский Ребе) пишет в своей книге "Шаарей Тшува" что основное изгнание - это "пизур нефеш". Нефеш - это рацон, Нефеш - это воля, это стремления человека. Пизур нефеш - это ознчает что воля человека разбросана, что человек не сосредоточен. Он не способен сосредоточиться на одном, главном направлении.
Выйти из этого состояния отсутствия фокуса в жизни - это и означает выйти из изгнания.
Для этого человеку нужен рав. Машпиа. Ребе. Вот, наверное, главное.
Йегуда Ифрах как-то говорил о том, что люди, не способные и не желающие ничего изменить в своей жизни, составляют как4ие-то безумно сложные и запутанные теории всего с ними и вокруг них происходящего. Это, понятно, не продвигает их ни на йоту в решении собственных проблем.
Это просто "наполняет их желудок", создает им ощущение "наполненности" жизни. Только чем наполнена их жизнь? Самобичеванием? Бесконечными обидами? Бессмысленной критикой? И так они двигаются по замкнутому кругу большую часть своей жизни, ищут своих потерянных коней, как у рабби Нахмана.
Пока не встретят "жителя леса", живущего "между небом и землей". Который скажет им, измученным поисками себя, и теряющими себя все больше и больше: стойте! Это ваши грехи водят вас по кругу!
Житель леса, живущий между небом и землей - это праведник. Ребе. Если ты удостоишься встретить Ребе - то луч воли Ребе способен дать тебе новое направление, реально изменить твою жизнь. Вернуть ей жизнь, содержание и краски.
Зависит от искренности твоих поисках. Зависит от твоей готовности покинуть "царский дворец", покинуть "город" и выйти "в лес", в пустыню.
Зависит от твоей готовности принять и услышать то, что тебе скажет "житель леса", праведник, Ребе.
Зависит от твоей готовности начать, наконец, что-то реально делать.
Этот "житель леса" у рабби Нахмана не обговаривает в деталях что делать. Дает только общее направление. Детали реализации каждому следует искать самостоятельно.
Мы тут много говорим о соотношении окружности и линии. Ребе, праведник, Моше рабейну - это луч энергии, корень которого - выше цимцум. Этот луч энергии вносит порядок и смысл жизнь человека.
Эмунат цадиким, вера в праведника? - Совершенно верно.
Хотите какой то конкрретный совет, практический совет от "лесного жителя"? - На мой взгляд, это: перестаньте давать качественную оценку себе и окружающим. Перейдите на количественную оценку вещей.
Не говорите "я законченный грешник". Дайте 10-балльную оценку, насколько то или иное качество вашего характера мешает вам в исполнении Вашего шлихут в жизни. То же, скорее всего, в отношении окружающих Вас людей.