В субботу учил последний урок рава из серии "эмуна и битахон"

В субботу учил последний урок рава из серии "эмуна и битахон".

Пришла в голову интересная идея (в значительной степени это идея Йегуды Ифраха, у которого я одно время учился).

Рав говорит, что эмуна - это "итбодедут". "Выйти из мира", "выйти из йишув (из населенного места)". Есть только ты и Он. это называется "итбодедут" - как два близких друга, есть только они, мир вокруг как бы не существует. Битахон, это "итбоненут" - это "вернуться в мир", это снова вернуться к "деталям реализации". И чем больше деталей реализации - тем лучше этот итбоненут.

Я подумал, что в сущности, эмуна – это аспект «паним» (лицо). Ты с Вс-вышним лицом к лицу. А битахон – это «ахор» (спина). Рав уподобляет «кав» позвоночнику – позвоночник выходит из «моах а-даат», который находится в задней части мозга, и также сам позвоночник находится сзади.

Почему недостаточно только одного аспекта «паним»?

Вроде бы «бакшу панай», «эт панеха Гашем Авакеш» («лица твоего, Вс-вышний, я ищу»?). Особенно, баал тшува, он ищет «паним» Вс-вышнего.

Я вспомнил, в свое время Йеуда Ифрах много говорил о понятиях "паним" (лицо) и "ахор" (спина).

Паним, как мы сказали - это "лицом к лицу". Ахор - спина - это нечто внешнее, как понятно.

На первый взгляд очевидно, что "паним" это хорошо, паним это символ святости. А ахор - это "ситра ахара", "другая сторона", противоположность святости.

Однако, это только на первый взгляд.

Есть очень известный стих «ахарей Гашем Элокехем телеху» («За Б-гом идите»). И также когда Моше хочет увидеть «лицо» Вс-вышнего, ответ ему «Не увидит меня человек и останется жив», и далее «И ты увидишь меня сзади, ибо мое лицо невозможно увидеть» (Мудрецы говорят, что Вс-вышний показал ему «кешер тфилин», узел тфилин на голове).

В чем же проблема «паним», и почему недостаточно «паним» а нужно также «ахор»?

Дальше по Ифраху.

Паним – это свет очень высокой интенсивности. Как два человека, которые смотрят друг на друга глаза в глаза. Они не могут оставаться в таком состоянии постоянно. Обязательно через какое то время ты отведешь взгляд. Поэтому «паним бепаним» - это, как правило, какой то момент, мгновенная вспышка света, мгновенное ощущение Б-жественной любви и милосердия. Потом это уходит, ибо ты не способен более выдерживать свет и энергию столь высокой интенсивности.

Поэтому основная часть служения Вс-вышнему – это аспект «ахораим», «задней», внешней, стороны. Йеуда приводил пример: он и она, встретились, познакомились, влюбились, как говорят, с первого взгляда друг в друга. На этапе первых встреч и влюбленности – психологи говорят, что человеческий организм выделяет какой то гормон, что влюбленный не замечает в обьекте своей любви никаких недостатков. Любимый – само совершенство. Это аспект паним.

Но дальше они решают создать семью. Семья это уже обязанности. Обязанности – на иврите «ахрают» (очень похоже на слово «ахор»). Действительно, обязанности это нечто внешнее, это не так красиво, как смотреть друг другу в глаза… Дальше – больше. Рождаются дети. И начинаются пеленки, купания, кормления, вставания по ночам. А еще есть «машканта» (ссуда за квартиру, которую в Израиле надо выплачивать полжизни)… Первая влюбленность – аспект «паним» - отходит все более на задний план. А на первый план все больше выходит «ахор» - задняя, внешняя, сторона, взаимные обязательства.

Ясно, что супруги, молодожены, должны время от времени как бы «забыть» обо всех взаимных обязательствах, и пробудить снова тот аспект «паним» благодаря которому они нашли друг друга.

Весь этот пример работает в нашем служении Вс-вышнему. Начало, безусловно, это некая «влюбленность». Нам открылось что-то, какой то свет, мы «влюбились» в Б-га, в синагогу, в религию. Но дальше – обязательно должен прийти аспект «ахораим», «внешней» в определенном смысле стороны, каких-то обязательств в отношении Вс-вышнего.

И это также соотношение между эмуна и битахон. На ступени эмуна – есть только я и Он. Нет никаких взаимных претензий. Меня любят не за то, что я сделал (или не сделал). Меня не наказывают за мои проступки. Их там просто нет.

Но дальше обязательно должна прийти ступень «битахон». «Задняя», основная сторона служения. Мои обязательства перед Ним. Мой шлихут в мире. И это, собственно, основное служение. Основное по времени, ибо «эмуна», итбодедут – это только какие то особые моменты в жизни, возможно, что молитва – это аспект пробуждения эмуна, но служение человека в течение всего дня – это битахон, это «задняя сторона», это «спина», которая должна быть крепкой и здоровой. Можно тоже сказать, что «паним» - это детство. Как ребенок, который нуждается в постоянном «кешер аин» (поддерживающем взгляде) отца или матери. Он чувствует себя в безопасности, лишь когда мама или папа смотрят на него и улыбаются ему. Но дальше ребенок растет, это это в оснвоном, аспект «ахораим», он должен стать самостоятельным и независимым. Но, при этом, во всем его дальнейшем росте и развитии, свет лица отца или матери будет сопровождать его всю жизнь, придавая силы для преодоления трудностей, препятствий, и кризисных ситуаций, которых немало в жизни.

И так эмуна и битахон. Эмуна – мы чувствуем на себя взгляд Вс-вышнего полный любви и эмпатии. И, ощущая на себе этот взгляд, мы можем «идти по странам жизни», идти по своей жизни, полные сил и уверенности (стоп, это же урок рава который я недавно переводил…. Ну вот получился комментарий)

Запись опубликована в рубрике: .