Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

30

В продолжение вчерашнего видео-урока (постараюсь выложить в ближайшее время) Моя базовая позиция и по крайней мере, один из моих выводов. Как я говорил на уроке, вопрос не просто в приобретении знаний. Особенно в том, что касается каббалы и хасидизма — достаточно сложно вообще понять, что означает «знание». Все эти «сфирот» и «оламот» и т.д. в конечном счете вещи достаточно расплывчатые. Или они отражаются в душе человека, и тогда онр вообще понимает, о чем идет речь. Или нет. И тогда нет. Он только повторяет мантры, или рисует схемы сфирот.
То же что и предыдущий пост, но короче: Вера — это *субьективное* ощущение полной, абсолютной защищенности. Подобное ощущению младенца, сосущего материнскую грудь (Теилим 131, 2 Раши). На мой взгляд, существенно, что вера — это субьективное чувство, также как и ощущение защищенности. Попытка «обьективизации» веры в сущности, ее разрушает. С другой стороны, этому гипотетическому ребенку (я читал исследование — ребенок до 3 лет не ощущает свое существование отдельным от своей матери, соотв. когда он физически «как младенец на своей матери» то его физическое ощущение совпадает с его духовном ощущением) — в принципе, наплевать, или его ощущение безопасности обьективно или субьективно.
Как я заметил (см. пред. посты) в сущности, я взял некоторые идеи рава, и нарисовал картинку с точностью до наоборот. Рав говорит что вера в Б-га — это цимцум и игуль. Я говорю, что вера в Б-га это скорее младенец сосущий грудь матери, что ассоциируется есс-но с младенцем внутри материнского чрева. Кто из нас прав? Я думаю, что в этом и состоит реальная *работа* ученика. Рав описывает то, что он *видит*. Но рав — на то он и рав, что он «ближе к небесам чем к земле». Мне, чтобы увидеть то, что рав видит — нужны подмостки. Нужны дополнительные ступени. Иначе это остается фикцией или макифом.
А может быть так. Эмуна это вера и *верность*. Ощущение что тебя не бросят и не предатут. Не скормят собакам. Битахон — в современном иврите это безопасность. Мерхав муган это именно безлпасность. Тогда выходит чтт эмуна это моя вера что Б-г (моя семья, моя община, мой рав, мой Ребе) меня не предаст и не продаст. А битахон это ощущение защищенности и безопасности?