Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

То же что и предыдущий пост но короче

То же что и предыдущий пост, но короче: Вера — это *субьективное* ощущение полной, абсолютной защищенности. Подобное ощущению младенца, сосущего материнскую грудь (Теилим 131, 2 Раши). На мой взгляд, существенно, что вера — это субьективное чувство, также как и ощущение защищенности. Попытка «обьективизации» веры в сущности, ее разрушает. С другой стороны, этому гипотетическому ребенку (я читал исследование — ребенок до 3 лет не ощущает свое существование отдельным от своей матери, соотв. когда он физически «как младенец на своей матери» то его физическое ощущение совпадает с его духовном ощущением) — в принципе, наплевать, или его ощущение безопасности обьективно или субьективно. Если прийдет гипотетический взрослый, и начнет обьяснять этому гипотетическому младенцу, что его ощущение безопасности субьективно — то младенец, скорее всего, его пошлет далеко и надолго. Вывод: а. Вера это *субьективно* б. Не нужно требовать от веры *обьективности* в. Вера это совпадение ощущений на физическом и эмоциональном (духовном уровне). г. (это уже прошлый пост) Пока я не нашел самый нижний, самый базовый машал (модель) — все остальные, верхние модели просто висят в воздухе, и, как следствие, не работают. д. Ближайшая аналогия «младенца сосущего грудь матери» это то, что психологи называют «мерхав муган». Защищенное пространство. Та территория (физическая или психологическое) где человек чувствует себя защищенным. * Семья (кому повезло…) * Община (тоже кому повезло. Но в этом весь смысл общины) * Группа учеников рава (те, кто к этому имеет отношение). И т.д. Это своего рода «сферы» вокруг самой первой, самой базовой сферы, «ребенка сосущего материнскую грудь», У меня в субботу был интересный диалог с одним интересным человеком в Кфаре. Он спросил, собственно, у рава, как обьяснить подростку, что Б-г его любит. Рав ответил то, что он ответил. Я не мог не вллезть, и предложил свою версию. Я сказал ему: если у этого подростка есть друзья — то он будет чувствовать что Б-г его любит. А если нет — то нет. Т.е., этот базовый круг, базовая «сфера» защищенности — это основа для всех остальных больших «сфер». *** В любом случае, какая то базовая «сфера» должна быть мне доступна здесь и сейчас. Или по крайней мере, достаточно близка, чтобы вся система выстроенных на ней моделей работала. Не случайно человек, отторженный общиной, зачастую отходит от веры. И наоборот (как раз была майса на эту тему в субботнем выпуске Сихат аХаг) когда община приближает челвоека — это приближает его к вере.