То же что и предыдущий пост, но короче:
Вера - это субьективное ощущение полной, абсолютной защищенности. Подобное ощущению младенца, сосущего материнскую грудь (Теилим 131, 2 Раши).
На мой взгляд, существенно, что вера - это субьективное чувство, также как и ощущение защищенности. Попытка "обьективизации" веры в сущности, ее разрушает.
С другой стороны, этому гипотетическому ребенку (я читал исследование - ребенок до 3 лет не ощущает свое существование отдельным от своей матери, соотв. когда он физически "как младенец на своей матери" то его физическое ощущение совпадает с его духовном ощущением) - в принципе, наплевать, или его ощущение безопасности обьективно или субьективно.
Если прийдет гипотетический взрослый, и начнет обьяснять этому гипотетическому младенцу, что его ощущение безопасности субьективно - то младенец, скорее всего, его пошлет далеко и надолго.
Вывод: а. Вера это субьективно б. Не нужно требовать от веры обьективности в. Вера это совпадение ощущений на физическом и эмоциональном (духовном уровне). г. (это уже прошлый пост) Пока я не нашел самый нижний, самый базовый машал (модель) - все остальные, верхние модели просто висят в воздухе, и, как следствие, не работают. д. Ближайшая аналогия "младенца сосущего грудь матери" это то, что психологи называют "мерхав муган". Защищенное пространство. Та территория (физическая или психологическое) где человек чувствует себя защищенным.
- Семья (кому повезло...)
- Община (тоже кому повезло. Но в этом весь смысл общины)
- Группа учеников рава (те, кто к этому имеет отношение). И т.д.
Это своего рода "сферы" вокруг самой первой, самой базовой сферы, "ребенка сосущего материнскую грудь",
У меня в субботу был интересный диалог с одним интересным человеком в Кфаре. Он спросил, собственно, у рава, как обьяснить подростку, что Б-г его любит. Рав ответил то, что он ответил.
Я не мог не вллезть, и предложил свою версию. Я сказал ему: если у этого подростка есть друзья - то он будет чувствовать что Б-г его любит. А если нет - то нет. Т.е., этот базовый круг, базовая "сфера" защищенности - это основа для всех остальных больших "сфер".
В любом случае, какая то базовая "сфера" должна быть мне доступна здесь и сейчас. Или по крайней мере, достаточно близка, чтобы вся система выстроенных на ней моделей работала.
Не случайно человек, отторженный общиной, зачастую отходит от веры. И наоборот (как раз была майса на эту тему в субботнем выпуске Сихат аХаг) когда община приближает челвоека - это приближает его к вере.