12

Обтясняч идею, что вера в Б-га учиися из веры в праведника, рав приводит известное место из Хазаль, что "страх перед Б-гом для Моше это маленькая вещь". Далее рав цитирует Танию, что речь идет об "искре Моше внутри каждого еврея" Далее начинается самое интересное. В Кетер Шем Тов это место в Хазаль обьясняется в том смысле, что трепет перед мудрецами Торы пробуждает трепет перед Вс-вышним. Кетер Шем Тов, как известнт, это "книга праведных". А Тания - "книга средних:. Я бы ожилал скорее что Алтер Ребе обьяснит в Тании что следует трепетпть перед мудрецами Торы, а Баал Шем Тов по идее, должен скорее говорить о пробуждении искры Моше - нечто относящееся больше к служению правндников.
Йегуда Ифрах писал недавно о двух подходах к вере в Б-га - персональном и а-персональном. Хасиды и каббалисты обращаются к персональному Б-гу, лично участвующему во всем, что с нами происходит, которому болтно когда нам больно и т.д. Философы прндпочитают верить в Б-га Аристотеля, который больше абстрактный разум, чем Б-г о котором говорит Танах. Можно взять эту идею также в отношении к праведнику. Вера в праведника и связь с поаведником может быть также или персоналтной или а-персональной. Если это "персональный" праведник - то нет иного выхода как искать кого то среди реально живущих.
Где то в хасидут говорится что различие между Израилем и народами мира это различие между хицониют и пнимиют. Что такое хицониют и пнимиют (внешнее и внутреннее) это огромная тема в хасидизме. В двух словах если я вижу в другом прежде всего человека - это пнимиют. И это ялла еврей. А если я вижу только "идеологию" и прочие "маркеры" - то это "народы мира", "эрев рав" и т.д. Понятно, что понятий "гой который внутри тебя" и"эрев рав внутри тебя" (один из последних уроков рава) никто не отменял.
Можно себе представить, что Катастрофа была "случайностью"? Что то, что несколько лет спустя возродиласт Страна Израиля и началось вощвращение в Сион, событие, которого ждали 2000 лет - это тоже только игра случая? Все, что мне приходилось читать или слышать о Шоа говорит мне только одно: это была жизнь на пределе. Или даже за пределом человеческих возможностей. Что в переводе на пчихологический означает раскрытие подсознания. Рсскрытие йехида. Раскрытие сущности души нации в национальном масштабе.
Я вдруг понял что мне так режет слух в день Катастрофы в Израиле. Я бы может не осмелился сформулировать это сам, но за меня уже это сделал Виктор Франкл. Франкл пишет, что единственное что поддеоживало их в лагере это было сознания что их страдания имеют смысл. Вот это вот то, чего, на мой взгляд, не хватает сегодня в Йом аШоа в Израиле. Религиозные не хотят искать смысл ибо не хотят отвечать на вопрос, где был Б-г во время Катастрофы. Светским не очень хочется париться с национальным смыслом Шоа.
А еще мы боимся признаться себе в том, что со стороны Германии, со стороны нацистов "Окончательное решение" тоже имела только и исключительно мистический смысл. Обьяснения типа "немцы всегда были антисемиты" не выдерживают критики. Никаким "народным" антисемитизмом, никаким "природным" злом человечества не обьяснима мобилизация огромных ресурсов целой страны на уничтожение нашего народа. Это была чистая мистика. Гитлер был мистик (был ли он при этом сумасшедшим? - Что это, по большому счету, изменяет?), и видел в уничтожении евреев мистический смысл.

Запись опубликована в рубрике: .