Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

А еще мы боимся признаться себе в том что со стороны Германии со стороны нацистов "Окончательное решение"

А еще мы боимся признаться себе в том, что со стороны Германии, со стороны нацистов «Окончательное решение» тоже имела только и исключительно мистический смысл. Обьяснения типа «немцы всегда были антисемиты» не выдерживают критики. Никаким «народным» антисемитизмом, никаким «природным» злом человечества не обьяснима мобилизация огромных ресурсов целой страны на уничтожение нашего народа. Это была чистая мистика. Гитлер был мистик (был ли он при этом сумасшедшим? — Что это, по большому счету, изменяет?), и видел в уничтожении евреев мистический смысл. То, что он сумел создать пропагандистскую машину демонизации еврейского народа — вроде нас тоже не должно сильно удивлять. Почему же мы (и светские, и религиозные) так сильно бежим от признания мистического смысла Катастрофы? Может быть потому, что признать мистику Катастрофы — это признать явную руку Вс-вышнего в еврейской истории? Это обьяснение, возможно подойдет для светских. Что с «досами»? — А досы, кажется, не хотят мистики. Не хотят каббалы и хасидута. Досам достаточно «пшата». Согрешили — получили (Шах). Или — лучше вообще в это не лезть (Ребе)! Так или иначе, всем нам «неудобно» с Б-гом, столь явно вмешивающимся в ход истории. С Б-гом, столь разительно отличающимся от образа, который рисует нам «раскрытая» Тора **** Собственно, также в отношении того, что мы называем «арабо израильским конфликтом» мы придерживаемся той же самой позиции. Мы настойчиво отказываемся признать религиозный характер конфликта. Мы обьявляем террористов сволочами, насильниками, недолюдьми и т.д. Снова — арабо-израильский конфликт необьясним просто «народным» антисемитизмом. Но нам неудобно видеть в нем религиозный смысл. Нам не хочется видеть, как Б-г играет активную роль в нашей истории. Рав Фруман, пытавшийся договариваться с религиозными лидерами противоположной стороны — ну кто его воспринимал всерьез? **** А может, просто дело в том, что большинство из нас — и светских, и религиозных — на самом деле, убежденные материалисты. Душа? — Это так, сказка. Некое иносказание. Душа — это некоторый непонятый еще наукой сложный нейро-психологический процесс. История обязана иметь материалистическое обьяснение. Даже если она нет. История человечества как история «гилгулим» еврейских душ? Ну да, конечно, «посоветовался с душами праведников» и т.д. Но нельзя же все воспримать так буквально…