Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

30

Фридман и Гельман в своей биографии Любавичского Ребе утверждают, что на похоронах рабби Йосеф Ицхака Шнеерсона присутствовало всего ок. 3000 человек. Сравнительно немного, учитывая его славу, как борца против коммунизма и т.д. Лидеры ортодоксии отсутствовали на похоронах 6-го Ребе. Причина? Крайний антисионизм и крайний мешихизм. Похоже, хабадники «седьмого поколения» ничего не поняли и ничему не научились… *** А вообще, конечно, веселая книжка. Аффтары на многих страницах «убедительно» доказывают, что Ребе в Берлине был «нео-ортодокс» в лучшем случае. А потом «вдруг» приводится письмо отца Ребе — «прекрати поститься каждый день — это вредит твоему здоровью». Я как то не очень понял, как это «нео-ортодокс» который каждый день постится? (по версии Гарари — Ребе в Берлине постился только в понедельник и четверг).
В «Загадке Ребе» Йехиэля Гарари больше всего бросается в глаза несгибаемый характер Ребе. Если Ребе что-то решил для себя — не поможет ничего. Предыдущий Ребе очень хотел, чтобы Ребе взял на себя должность раввина синагоги, или выступал больше перед людьми. Ребе был против. Последнее слово осталось, понятно, за Ребе. Интересно, что то же самое качество выделяется в биографии главного раввина Цахала — Шломо Горена. Если он что-то решил — так и будет. Из такого материала получаются потом лидеры мирового масштаба.
Еще по поводу книги Фридмана и Гельмана ====== Теории аффтаров по поводу того, что делал Ребе в Берлине и в Париже, конечно, мало чего стоят. Что куда важнее — в книге вырисовывается образ человека, вся жизнь которого прошла на разломе. Детство которого пришлось на эпоху разрушения классического еврейского «местечка», когда волны просвещения уже начали разрушать классический еврейский образ жизни. Молодость которого прошла в неравной борьбе против советской власти. Зрелые годы которого пришлись на Катастрофу европейского еврейства. Десятилетие деятельности его тестя в Америке увенчались весьма ограниченным успехом. И, принимая на себя руководство движением Хабад, он прекрасно сознает, что «стандартные» решения не работают. Не помогает призыв к тшуве. Не помогают увещевания и угрозы. Даже лозунг «немедленно тшува и немедленно избавление» скорее восстанавливает религиозное еврейство против, чем реально работает.