Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

07

Сегодня день седьмого ноября. «Красный» (от крови) день календаря. Может быть, единственное, в чем мы все на этой ветке согласны, так это в оценке революции 17 года. Вам никогда не приходило в голову спросить себя: «чему меня учит этот день?» Я много думал об этом в последний Рош аШана. Почему столь возвышенные идеалы, почему сто лет развития демократической мысли в России (декабристы, Герцен, народовольцы, революция 1905 года), почему стремление к свободу равенству, братству и счастью вылились в море крове? В разрушение целой (в общем, по тогдашним понятиям достаточно благополучной, как мы знаем сегодня) страны?
За месяц до «размежевания» редакционная статья в глашатае постмодернизма — газете «Гаарец» поясняла: «Главным вопросом является не то, сколько миномётных снарядов будет выпущено по нашей территории, или кто будет контролировать Филадельфийский коридор (между Газой и Египтом), или будут ли палестинцы плясать на крышах (уничтоженных общин). Главным вопросом является то, кто будет определять национальную повестку дня. На данный момент на повестке дня стоит подлинное размежевание израильской политики от её религиозного топлива. На следующий день после размежевания статус религиозного сионизма станет другим».
«Представим, что это – Бог, — сказал актер, доставая большой стакан, и изображая при этом Чапаева, выкладывающего на стол картошку со словами: «Это — командир на белом коне». А это – человек, — сказал Актер и поставил рядом маленькую рюмочку. — Человек верил в существование Бога, и связывал его с Абсолютом (тут в руках актера вдруг появилась литровая бутылка знакомой шведской водки и он поставил ее рядом с большим стаканом). А потом человек стал отодвигаться от Бога и кричать о гуманизме. Примерно ко времени взятия Бастилии, человек стал перетаскивать Абсолют на себя (бутылка послушно перепорхнула к рюмочке). Тут и наступил модернизм, заключил актер, озирая осиротевший стакан и в стороне большую бутылку рядом с маленькой рюмочкой.
История – про Имрей Эмет из Гур. Адмур из Гур умер ок. 60 лет назад, и у него было трое сыновей, каждый из которых стал Адмуром после его смерти. Один за другим братья занимали кресло руководства хасидским двором. Однажды, когда отец уже был стар, сыновья сидели вместе с ним за праздничной трапезой. Когда трапеза закончилась, «Имрей Эмет» поднялся, чтобы взять «маим ахароним» (вода, которой смачивают кончики пальцев, перед тем, как произнести благословение после трапезы). У него уже тогда сильно болели ноги. Супруга его спрашивает: «Почему ты сам поднялся? Ты не мог попросить кого-то из детей?». И тогда он ответил: «Если я могу сделать это сам – я делаю это сам». Супруга возразила ему: «А что же будет с воспитанием детей?». Ответил «Имрей Эмет»: «Это и есть мое воспитание. Что пока они способны сделать что-то самостоятельно, не просить других о помощи…»
Несколько в сторону от нашего обсуждения. В сущности, когда человек сталкивается с проявлением зла, есть две возможные реакции: 1) на зло отвечать злом. На ненависть отвечать ненавистью. На хамство отвечать хамством. На удар отвечать ударом. 2) На зло отвечать добром. На ненависть ответить любовью. На хамство ответить уважением. Первое — очевидно. Первое — встроено в нас. Второе — требует большой работы человека над собой. В определенном смысле все развитие человечества идет от п.1 к п.2. Зашкаливая, конечно, кое-где.