Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

16

Рав Шагар утверждает (уроки по Ликутей Моаран, Тора 14) что для большинства общества, называющего себя «религиозным» или «харейдимным» — религия это чисто социальная функция. Религия без религии. Религия без Б-га. Может, это обьясняет, почему в Хабаде так не любят рава Гинзбурга. Он «осмеливается» верить в Б-га… А хабадники считают, что верить в Б-га это привилегия одного только Ребе. А всем остальным достаточно верить в Ребе, и это «автоматически» засчитается как вера в Б-га… Откуда я знаю, что Шагар прав? Очень просто. Если бы хабадники бы верили в Б-га — они бы делали баалей тшува. А так — большинство шлухим занимаются социальной работой, а не приближением баалей тшува. Было бы странно, если бы это было иначе. Тот для кого Б-г — это некая абстрактная концепция, тот, кто сам ни разу в жизни не испытал живого религиозного чувства — чем, спрашивается, он будет «делать» баалей тшува?
В главе Гаазину мы только что читали, как были наказаны Моше и Аарон, за то, что «не освятили Меня в глазах сынов Израиля». Где то я читал комментарий, который обьясняет в том смысле, что «скала», к которой нужно обращаться, чтобы потекла вода — это еврейская душа. Таким образом, наша (прошлая) глава — о том, как правильно «затшувливать» евреев 🙁 В чем был «грех» Моше и Аарона? — Они «ударили» по скале. Вода потекла. Тшува была засчитана. Кирув — нет… Это тем более удивительно, что буквально сорок лет назад они сделали то же самое, и бить по скале было нормой.