Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

09

Вчера (шабос Шува) гулял по Кфару. читал рава Кука и думал. Ну хорошо, Шабос Шува. Я не Ишайя Гиссер (Ishaya Gisser), мне почему-то не кажется, что Б-г это какой то «хищный зверь», с супер-компьютером, сидящий на Престоле, и тщательно подсчитывающий все мои просчеты, с тем чтобы предьявить счет в конце. Я предпочитаю, чем дальше, тем больше, использовать более тонкие модели. И, тем не менее, что «да»? Есть ли в Шабос Шува (тшува) какое то позитивное содержание для меня лично? Общий подход, наиболее приемлемый для меня — это тот подход, который я нахожу у Ребе — что месяц тишрей в общем — это не месяц «тшувы» за грехи. Вообще идею тшувы за грехи, мне кажется, Ребе задвигает в какой то вполне дальний угол.
Любая цельная тшува обязательно оказывает на душу два противоположных действия: С одной стороны, страх и печаль из-за греха и зла, которое он находит в своей душе. И с другой стороны, уверенность и радость от добрых качеств, которые он находит в себе. Ибо не может быть, чтобы человек не нашел в себе ничего доброго. И даже если его душевный самоотчет зачастую настолько туманен, что он не находит в себе вообще ничего хорошего — но ведь даже тогда, когда его окутывает страх и печаль, от сознания греха и зла в своей душе — но ведь в самом этом есть великое благо; и от этой мысли ему следует немедленно пробудить в своей душе радость, уверенность во Вс-вышнем, полную силы и мощи, также на это благо, так что найдет себя постоянно, даже когда он совершенно раздавлен и разбит чувствами раскаяния, полным духа жизни и вооруженным основанием действия и радости жизни и подготовкой их благословения (последняя фраза, я честно, не понимаю, что означает. Прим. переводчика. Так в оригинале)
Хочу вынести это в отдельный пост. Мне представляется совершенно недопустимым ни с моральной ни с профессиональной точки зрения запугивание людей Б-жьей карой как аргумент в пользу исполнения заповедей. Это аморально Это непрофессионально Это отталкивает людей, и уже точно не приближает Я не встречал подобной аргументации даже у литаим Это не путь любавич И уже точно месяц тишрей не подходящее для этого время Подробности сиха Ребе Йехи 1991