Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Иногда рав Кук обьясняет Ребе. Я раньше никогда не понимал, когда Ребе говорил «все уже сделали тшуву», «не произойдет два раза несчастье», «мир уже готов (к геула)», «осталось только начистить пуговицы» и проч. подобные выражения, столь характерные для сихот Ребе 80-х — начала 90-х годов. Прочитав вот этого рава Кука http://chassidus.ru/library/rav_kook/orot-hatshuva/16-12.htm вдруг понял — ну, так речь идет в точности о том же самом. Что праведник поколения поднимается на ступень, где зло просто не существует! Где все — лишь добро, и свет, и любовь! Где «С Небес не опускается зло».
Для меня Б-г — это просто бесконечная энергия любви, наполняющее все мироздание и отражающаяся в каждой душе, если она «еще не умерла совершенно» (выражение рава Кука зацаль). Это все. Это внутренний свет, это совершенно реальная энергия, особенно ощутимая на Святой Земле. Это все. Если человек перестал чувствоввь этот свет в своей душе, пусть закроет книги. И пойдет гулять по берегу моря… Во время дарования Торы эта бесконечная высшая энергия пришла в соприкосновение с еврейскими душами и запечаталась в буквах Торы. Но на самом деле, наверху есть лишь зеркальная поверхность, как говорит Магид (и маамар Ребе, это обьясняющий). Все буквы наших святых книг — это лишь отражение высшего света в сердце человека. Поэтому каждое поколение пишет свои книги
В молодости я был фанатиком. Я не могу сегодня сказать, что это было однозначно плохо. Фанатизм естественен и характерен для молодежи. Ребе многократно говорил о том, что «молодежь не приемлет компромисса». Это так — с молодежью невозможно говорить на языке компромисса — человек понимает, что это несерьезно, и уходит искать другие места, где предьявляют более серьезные требования… Однако на каком то этапе фанатизм, и черно-белое видение мира должны уступить место более спокойному восприятию. И вплоть до того, как пишет рав Кук, что человек видит одно лишь добро и любовь (по большому счету, доступно лишь праведникам поколения, однако в этом вся суть связи с праведниками, чтобы хотя бы чуть-чуть удостоиться этого света и этого вИдения).
Тшува не приходит для того, чтобы привнести горечь в жизнь человека, но для того, чтобы наполнить его жизнь Б-жественной милостью (נועם). И милость жизни, приходящий посредством тшувы, раскрывается во всех тех волнах горечи, в которых запутывается душа на первых шагах тшувы. Но это есть высшая созидательная мощь (גבורה עליונה), чтобы душа постигла и познала, что милости она ищет из всей горечи, жизнь из всех пут смерти, наслаждения мира от всех болезней и болей. И это вечное знание постепенно становится все более ясным в сознании и чувстве, в природе тела и природе души, и тогда человек обновляется, как бы творится заново, и бесстрашно вливает новый дух жизни во все, что окружает его, и сообщает своему поколению и всем последующим поколениям радость праведных, веселье и радость и уверенность в избавлении, песнь жизни. «И добавят скромные радости во Вс-вышнем, и нищие из людей возрадуются в святом Израиля»
Ребе часто говорил о «распространении источников» хасидизма, как об условии геула. Однако что означает в точности «источник»? Сказано, что «воды источника очищают в любом количестве». По-видимому, «источник» — это какой то высший свет, очищающий всякую нечистоту, исправляющий все изьяны. «Распространение источников» — это может быть хасидская история, или сиха Ребе, или маамар. Но, как мне кажется, основное — это то, что хасид, от постоянного общения со своим Ребе, от связи с Ребе — приобретает качества самого Ребе. Способность видеть реальность в свете хесед. Способность видеть добро в себе и в окружающих. Только тогда он становится настоящим посланником, способным нести добро и свет «источника».
Арье Спектор агитирует за капарот, я вроде в том году тоже делал, и вроде в этом году собирался тоже только вдруг задумался. Делать только потому что делал в прошлом году? Возможно, в прошлом году это было для меня значимым действием. В этом году? Не уверен. Одна из наиболее значимых вещей для меня — не становиться слишком религиозным. В общем и целом намерение сбросить кипу прошло у меня в прошлом году С намерением сбросить кипу можно было «бороться» с помощью капарот и походов в синагогу.
Рав Гинзбург как то назвал мир светский «миром хаоса», а мир религиозный «миром тикун», миром исправления. Мне кажется эта аналогия весьма важна. Очень часто, делая тшуву, человек вдруг чувствует что начинает задыхаться. Ему не хватает воздуха, энергии «мира хаоса». Особенно с точки зрения Хабад, что идеальным является состояние соединение мира хаоса и мира тикун — нужно найти точку равновесия где-то посредине между этими двумя мирами. Ибо мир хаоса, и также — мир светский — весьма неустойчив. Посмотрите как деградировали левые за 60 лет, и какую ассимиляцию вызвал отход от Торы.