Вдогонку дискуссии Pinchas Polonsky о сионизме http://chassidus.ru/mayanotecha/admur_rashab/umayon/preface.htm
Вот цитата: "Результат действия всех статей сионистов мы видим воочию, что вся их цель и труд - убедить еврейский народ, что вся идея Торы и заповедей – это только способ сохранения нации, а не обязанность (тела) каждого человека. И эта идея с легкостью воспринимается у нашей молодежи, ибо они – готовые сосуды для этой идеи. И когда эта идея становится их убеждением – они само собой становятся в собственных глазах совершенно свободными от Торы и заповедей, поскольку они считают, что этот "способ" уже не нужен, и тем более, что у них есть другой способ, как сохранить единство нации. И они объясняют себе, что если бы возможно было себе представить, что во всем мире есть только один еврей - то вообще не нужно было бы исполнять Тору и заповеди, и только, когда есть многие – да увеличит Вс-вышний их число - тогда нужны Тора и заповеди, для того, чтобы обеспечить существование их социума. А сейчас национальная идея занимает место религии, и это способ обеспечить существование социума."
Отсюда мы видим, что сионизм, с которым боролся Ребе Рашаб, и гдойлей Исраэль начала 20 века - это сионизм, отрицавший Б-жественность Торы, и сводивший религию к ее социальной функции.
Стоит ли доказывать, что сегодняшний религиозный сионизм (ибо светский сионизм - где он?) это нечто иное? Не означает ли это, что вся та борьба, которая велась тогда против сионизма - попросту нерелевантна?
Мне это представляется подобным тому, как в начале движения хасидизма многие ополчились против него. Но сейчас, как об этом пишет Любавичский Ребе, когда всем стало ясно, что хасидизм не толкьо не убавляет от заповедей, но наоборот, добавляет в их исполнении - устранена причина херем, и устранен тем самым херем (Гаона из Вильно).
То же самое здесь. Сейчас, когда ясно, что если есть где-то сегодня живая вера в Б-га - так это среди религиозных сионистов, особенно среди поселенческого движения - требуется ли еще какое то доказательство, что опасения гдойлим начала века оказались ошибочны, и сионизм не только не привел к отходу от Торы, но наоборот, умножил и увеличил Тору?