Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Промежуточный итог из дискуссии Pinchas Polonsky- Efim Svirsky

Промежуточный итог из дискуссии Pinchas Polonsky- Efim Svirsky. ======== Размывание понятий «галут» и «геула» по мере успеха строительства Страны. В процессе обсуждения был затронут вопрос о формулировках галута и геулы. Выяснилось, что формулировки размыты. Пытаясь выяснить общепринятые формулировки, я нашел — через Википедию формулировку Магарала в Нецах Исраэль, где явно указывается парность понятий галут-геула, и галут означает «диаспора» — по простому смыслу. А геула — собирание изгнанников. Ссылка: https://he.wikisource.org/wiki/%D7%A0%D7%A6%D7%97_%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C_%D7%90 Дальнейшие поиски привели меня сюда: http://chassidus.ru/toyras_menachem/5715/13tamuz5715.htm — Не по своей воле мы были изгнаны из нашей страны, и не своими силами мы вернемся в Землю Израиля. Отец наш, царь наш, изгнал нас… и Он, благословенно имя Его, избавит нас…» (рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, ок. 1928 года). Т.е., галут — по простому смыслу, но запрещено своими силами. По-видимому, до создания государства с галутом все было более менее ясно, и основным тезисом противников сионизма было что запрещено пытаться избавиться своими силами. После создания государства произошло интересное изменение. Вдруг галут перестал быть галутом! Вдруг он начал понматься в расширенном смысле Вот что пишет Йоэл Кан в письме к р. Менделу Вехтеру (ок. шестидесятых-семидесятых годов, наверное) ענין גלות וגאולה: אצל כל אחד מישראל הי’ מונח בפשטות, דענין הגלות וגאולה הו»ע אלקי שלמעלה מכל גדרי חוקי הבריאה. כלומר, סיבת הגלות הייתה לא מפני שצבא הרומי הי’ חזק יותר מבנ»י ורק מצד רצון הבורא כעונש על חטא, כמ»ש «ומפני חטאינו גלינו מארצנו», וכן הגאולה מהגלות תהי’ לא ע»י דברים טבעיים (כמו: מלחמה נגד האומות וגאולה ביד חזקה, או הסכמת אוה»ע, הקמת המדינה, וצבא וטאנקים, וכיו»ב) כ»א באופן שלמעלה מהטבע לגמרי, שהקדוש ברוך הוא יגאל אותנו על ידי משיח צדקנו, בקרוב ממש, באופן נס שלמעלה מהטבע, כמו שהי’ הגאולה דיציאת מצרים שהייתה למעלה מהטבע, וכמ»ש כימי צאתך מארץ מצרים אראנו נפלאות. Т.е., из галута и геула по простому смыслу у Магарала, и у рабби Йосеф Ицхака Шнеерсона — вдруг галут и геула стали понятиями чисто духовными и Б-жественным, и соотв., снова можно говорить, что мы в галуте, и даже еще более сильном. Как собственно, неоднократно утверждал и рабби Менахем Мендел Шнеерсон, и как об этом говорят его хасиды. В хасидизме есть такое понятие «рацон матэ эт а-сехель». Желание отклоняет разум. Нежелание признать успех сионисткого мероприятия приводит к подмене понятий даже у великих людей поколения. Собственно, на то они и люди, чтобы ошибаться. «Учителя наши, пришло время читать утреннюю молитву!»