Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Валла эйзе пнина!

Валла, эйзе пнина! Рав Фруман, «Хасидим смеются над этим» 174 Среди моих друзей – самые лучшие мои друзья не религиозны – есть давнишний спор: «досы» – религиозные – вообще люди или нет? Когда мы собираемся вместе и обсуждаем этот вопрос, я из тех, кто считают, что досы тоже люди, не все, но многие – и в качестве людей у них есть все обычные человеческие проблемы и комплексы. Однако у всех досов есть еще один общий комплекс. У всех, без исключения. Я не знаю ни одного доса, который был бы свободен от него. Этот комплекс «комплекс гвоздя». Что такое «комплекс гвоздя»? – «дафку оти» (прим. переводчика – непереводимая игра слов). Меня стукнули молотком по голове. Меня воспитали религиозным, и я дафук (стукнутый на голову). Я не свободен. У меня нет выбора. Меня поставили в такие условия, что я обязан быть религиозным. Обязан исполнять все слова Торы. Я не свободен. Рабби Нахман говорит,что это то, что народ Израиля ответил Вс-вышнему на горе Синай. Вс-вышний пришел, чтобы дать нам Тору, пришел дать нам заповеди. И что будет в результате? – В результате мы все станем «досами»! «Все что говорил Вс-вышний – исполним»! Станем этакими роботами! Все что написано в Торе – у нас не будет другого выхода, как исполнить. И мы не хотим этого! Так рабби Нахман объясняет ответ народа – «все что говорил Вс-вышний сделаем» – рабби Нахман добавляет знак вопроса… Рабби Нахман говорит: «с чего бы это? Не раскрывайся нам! Не давай нам заповедей!» Почему? Ибо если ты дашь нам эти заповеди – ты испортишь всю любовь! Ибо в чем весь кайф любви? – В свободе! Мы не хотим замуж, мы хотим остаться друзьями, так, что каждую встречу я решаю заново, я хочу прийти или нет. Я не хочу становиться твоей женой, так, что я обязана и привязана к тебе – не хочу! Не хочу принимать обязательств! Хотим остаться свободными! Только не приходи и не говори нам «Я Вс-вышний Б-г твой… не убий». Я хочу перед каждым убийством терзаться сомнениями – убивать? Не убивать? Это хорошо? Или плохо? Принять свободное решение. Сорвать цветок, оборвать лепестки (ромашка? Прим. переводчика), и решить – я сегодня убиваю или нет… Не хочу становиться этаким роботом, который не способен убивать, этаким кастратом, автоматом. Ибо если ты прийдешь и скажешь нам напрямую – тогда – «Все что говорил нам Вс-вышний исполним». У нас не будет выбора. Они не хотят Дарования Торы, не хотят горы Синай, не хотят принятия ига заповедей. Какое иго? Мы что – корова? Бык? – Это то, что народ ответил. Не хотим. Хотим остаться свободными людьми. Когда опустилось облако, народ поднялся и запел «хаТиква»… Какое решение нашел Вс-вышний? – Что он будет говорить лишь с Моше, а не со всем народом. Поэтому десять заповедей сказаны в единственном числе: «Я Б-г твой» – Моше. «Не будет у тебя» – у Моше – «других богов перед лицом моим». Только лишь Моше было приказано не убить, а народ остался свободным решать убивать или не убивать. Как мой сын Йоси говорит, здесь есть представление перед нашими глазами, и они решают, участвовать ли им в этом представлении или нет. Так или иначе – Вс-вышний принимает требование народа остаться свободными. Позиция народа относительно Торы – это позиция светских людей: есть «досы» – Моше. И они обязаны все соблюдать. Они «прибитый гвоздь». А я сам для себя решу, участвовать ли мне в этом или нет…