Валла эйзе пнина!

Валла, эйзе пнина! Рав Фруман, "Хасидим смеются над этим" 174 Среди моих друзей – самые лучшие мои друзья не религиозны – есть давнишний спор: "досы" – религиозные – вообще люди или нет? Когда мы собираемся вместе и обсуждаем этот вопрос, я из тех, кто считают, что досы тоже люди, не все, но многие – и в качестве людей у них есть все обычные человеческие проблемы и комплексы. Однако у всех досов есть еще один общий комплекс. У всех, без исключения. Я не знаю ни одного доса, который был бы свободен от него. Этот комплекс "комплекс гвоздя". Что такое "комплекс гвоздя"? – "дафку оти" (прим. переводчика – непереводимая игра слов). Меня стукнули молотком по голове. Меня воспитали религиозным, и я дафук (стукнутый на голову). Я не свободен. У меня нет выбора. Меня поставили в такие условия, что я обязан быть религиозным. Обязан исполнять все слова Торы. Я не свободен. Рабби Нахман говорит,что это то, что народ Израиля ответил Вс-вышнему на горе Синай. Вс-вышний пришел, чтобы дать нам Тору, пришел дать нам заповеди. И что будет в результате? – В результате мы все станем "досами"! "Все что говорил Вс-вышний – исполним"! Станем этакими роботами! Все что написано в Торе – у нас не будет другого выхода, как исполнить. И мы не хотим этого! Так рабби Нахман объясняет ответ народа – "все что говорил Вс-вышний сделаем" – рабби Нахман добавляет знак вопроса… Рабби Нахман говорит: "с чего бы это? Не раскрывайся нам! Не давай нам заповедей!" Почему? Ибо если ты дашь нам эти заповеди – ты испортишь всю любовь! Ибо в чем весь кайф любви? – В свободе! Мы не хотим замуж, мы хотим остаться друзьями, так, что каждую встречу я решаю заново, я хочу прийти или нет. Я не хочу становиться твоей женой, так, что я обязана и привязана к тебе – не хочу! Не хочу принимать обязательств! Хотим остаться свободными! Только не приходи и не говори нам "Я Вс-вышний Б-г твой… не убий". Я хочу перед каждым убийством терзаться сомнениями – убивать? Не убивать? Это хорошо? Или плохо? Принять свободное решение. Сорвать цветок, оборвать лепестки (ромашка? Прим. переводчика), и решить – я сегодня убиваю или нет… Не хочу становиться этаким роботом, который не способен убивать, этаким кастратом, автоматом. Ибо если ты прийдешь и скажешь нам напрямую – тогда – "Все что говорил нам Вс-вышний исполним". У нас не будет выбора. Они не хотят Дарования Торы, не хотят горы Синай, не хотят принятия ига заповедей. Какое иго? Мы что – корова? Бык? – Это то, что народ ответил. Не хотим. Хотим остаться свободными людьми. Когда опустилось облако, народ поднялся и запел "хаТиква"… Какое решение нашел Вс-вышний? – Что он будет говорить лишь с Моше, а не со всем народом. Поэтому десять заповедей сказаны в единственном числе: "Я Б-г твой" – Моше. "Не будет у тебя" – у Моше – "других богов перед лицом моим". Только лишь Моше было приказано не убить, а народ остался свободным решать убивать или не убивать. Как мой сын Йоси говорит, здесь есть представление перед нашими глазами, и они решают, участвовать ли им в этом представлении или нет. Так или иначе – Вс-вышний принимает требование народа остаться свободными. Позиция народа относительно Торы – это позиция светских людей: есть "досы" – Моше. И они обязаны все соблюдать. Они "прибитый гвоздь". А я сам для себя решу, участвовать ли мне в этом или нет…

Запись опубликована в рубрике: .