Рав Фруман. Хасиды смеются над этим 177 Известны слова ребе из Ижбица, что есть два типа людей. Есть аспект Йосеф, это миснагиды, для них Шулхан Арух истина в последней инстанции. И есть аспект Йегуда, Давид. Они не служат заповедям, а только Вс-вышнему. Их интересует только Вс-вышний. Их кайф - нарушать Его Тору. עת לעשות לה הפרו תורתך. Различие между Йегудой и Йосефом - это различие неба и земли. Есть поколения бахурей йешива, которые облизывают губы от этого ижбицкого ворта. Но что же? Мы не слышали, чтобы кто то из них нарушал заповеди. Как сам Ижбицкий Ребе, мы не слышали никаких рассказов хасидов, чтобы хоть однажды он нарушил хотя бы одну заповедь. Наоборот, одна из причин того, что он оставил Коцкера, было то, что там были тут и там такие, которые делали такие вещи. Не "не убий", но какие-то легкие заповеди – да. Время молитвы, например, и тому подобное. Также у Бреславских хасидов – очень строго соблюдают галаху. Не молятся, как остальные хасиды, в 10 утра, а только молитва ватикин (с рассветом). Я слышал от рава Шагара, что когда преследвовали Бреславских, то был очень легкий признак, чтобы определить, что перед тобой Бреславский хасид: Проверяли, что у них в сумке с тфилин. Если там есть маленький томик Шулхан Арух – ясно, что это Бреславский, нет других хасидов, которые учат галаху… Так как же возможно понять это? Где здесь свобода? Где здесь "нарушили Тору Твою"? Мой ответ – это ответ кролика – он не имел в виду, чтобы не исполняли заповеди. Он имел в виду, что нужно исполнять, но с чувством внутренней свободы. Он хотел, чтобы исполнение заповедей было свободным выбором. Или, если быть точным в интерпретации слов Ижбицкого – из двейкут к Вс-вышнему. Чтобы исполнение заповедей было выражением двейкут к Вс-вышнему, а не двейкут к Торе.