Классический иудаизм - это иудаизм души. Тело имеет подчиненное значение. Задача души - воздействовать на тело, но при этом душа - цель, а тело - всего лишь инструмент и средство.
Основной хидуш хасидизма Баал Шем Това - это признание самостоятельного значения тела, поворот к телу. В классическом хасидизме эта идея не получила развития. и Алтер Ребе возвращается в Тание к классической концепции "Б-жественной" и "Животной" душ. Алтер Ребе и последующие за ним снова объявили войну телу, правда, на более мягких условиях, чем их предшественники. Игерет А-тшува в Тании смягчает требования к постам, но не отменяет концепции. Все что интересует Алтер Ребе в Игерет аТшува - это как вернуть душу обратно к ее Создателю. Тело снова - лишь средство, лишь инструмент.
На мой взгляд, эта изначальная революционная концепция хасидизма - поворот к телу, поворот к материальности в более широком смысле - была подхвачена и развита равом Куком. В этом смысле "кукизм" -это в куда большей степени хасидизм, чем современный хасидизм, практический неотличимый от классического до-хасидского иудаизма.
Что касается Хабада - при жизни Ребе еще можно было рассматривать Хабад как отдельное явление в харейдимном иудаизме (ибо за харейдимной риторикой Ребе скрывался совершенно революционный подход, близкий к кукизму на практике). Но сегодня для этгго все меньше и меньше оснований. Если отбросить лозунги, то сегодня Хабад ничем по своей идеологии не отличается от классического харейдизма. То, что в последние годы стали больше акцентировать внимание на "анти-сионизме" Хабада - лишнее тому подтверждение. Все эти войны против "лимудей ЛИБА", против смартфонов и интернетов, за непрестанное укрепление цниюта, против призыва в армию - вполне разделяемые сегодняшним Хабадом - лишнее подтверждение того, что сегодняшний хабад - это вполне стандартный харейдизм, с тем отличием, что Хабад еще не дошел до того маразма, до которого дошли некоторые хасидские дворы в их отрицании реальности и материальности.