09
На последнем уроке речь шла о границах
С одной стороны нужно убмрать границы вайеред агвул
Однако если убрать совсем все границы то вместо Эйлата мы попадаем в Мицраим — не только не выходим из границ а наоборот
Часто в общении мы ломаем границы друг друга.
По видимому не все границы надо убирать
Возможно иногда перед тем как что то сказать стоит подумвть возможно для другого это будет швират кейлим. И мы не только не выйдем из границ но еще добавим новые
Ребе умер не 3 тамуза 5754 года, а значительно раньше. Когда из живого человека (где то до середины 70-х) он превратился в «сфиру», абстракцию, ангела, что угодно только не живого человека, находящегося среди нас.
Ребе был, как известно, человеком очень замкнутым. Машпиим (прежде всего р. Йоэл Кан) добавили еще несколько слоев абстракции. Человека не стало. Б-г тоже не получился.
Результаты мы «кушаем» сегодня. На завтрак, на обед, и на ужин
***
Сегодня по тому же пути двигаются «хасиды» рава Ицхака Гинзбурга.
Иногда слишком много слов затемняют суть больше, чем проясняют ее.
Иудаизм сегодня в значительной степени это «многа букафф». (на языке каббалы и хасидизма это называется «парса» — неупорядоченные буквы).
Как результат — есть очень мало людей, способных прорваться сквозь завесу букв и почувствовать суть.
Настоящие праведники и мудрецы Израиля — это те, кто прорвались сквозь «завесу букв» («парса») и почувствовали суть. Они называются «глазами общины». Глаза праведника излучают свет. Свет, который выше чем буквы, свет, соединяющий буквы и придающий им смысл.
Остальные называются (в Зогар) «ослами груженными книгами»
Алтер Ребе в Тании сравнивает буквы Торы с камнями.
Даже святыми буквами можно забить человека насмерть (из «любви к ближнему», естественно)
Когда человек начинает изучать святые книги и «каменеет» — это подобно побиванию камнями.
Против окаменения помогает хороший хасидский фарбренген.
Проблема в том, что каменные истуканы не способны разговаривать друг с другом 🙂
***
Другой вариант: дух учения хасидизма зачастую «забивается камнями» — слов Ребе. Так тоже бывает. «Ребе сказал». Что Ребе хотел сказать? — Это уже не интересно. Ребе сказал! И все.
«На чреве своем будешь ползать» — возможно, что это указывает на служение, основанное на «битуль» и «шифлут» — самоунижении и подчинении Высшей воле
Понятно, что это служение времени Изгнания.
Во время Избавления — «нахаш» должен распрямиться во весь рост.
Хочется распрямиться — но страшно: вдруг я при этом что то нарушу?
Этот страх — то, что называется «дурной страх», йира раа.
У рава это называется «мудаут ацмит» — само-сознание, рефлексия, парализующие волю и действие
Самый большой страх мира «тикун» — страх перед «ана эмлох» — взять на себя хоть какую то ответственность.
Страх перед «Ана эмлох» — это также страх принимать решение.
Чтобы построить Эйлат — требуется много «святой наглости»
(из рава Гинзбурга)
В Тании (гл. 27) говорится, что перед Вс-вышним есть два типа кушаний — сладкие и кислые.
Сладкие — это служение праведников
Кислые — это служение бейноним. В общем, по-видимому, также служение баалей тшува.
Я искренне не понимаю людей, которые делают из иудаизма манную кашу, и пытаються этой манной кашей кормить население.
Иудаизм уравновешен. Иудаизм — это два крыла — любовь и страх.
В нашей жизни уравновешены сладость и горечь.
Попытка оторвать одно от другого — сделать из иудаизма сахарный сироп — это просто уже не иудаизм, а что-то другое.
Рав в последнее время часто повторяет, что «5774» — «будет год аин-далет».
«Аин-далет» образуют слово «эд» — свидетель.
В Торе говорится «по слову двух свидетелей встанет дело»
Одного свидетеля недостаточно. Нужно два или три.
Свидетели не должны быть близкими родственниками — иначе их свидетельство не годно.
***
В последнее время на фейсбуке развернулись настоящие баталии — Ицхак Ройтман с одной стороны, и весь остальной русский Хабад с другой 🙂
Мне пишут, призывают одуматься, перестать клеветать, перестать обижать людей.