Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шлах

«И послал их Моше…»

 

Центральное место в этой главе занимает рассказ о разведчиках, которых Моше направил для подробного обследования Земли Обетованной. Они не сумели правильно оценить ее достоинства и усомнились в доброй воле Б-га. Их ошибочные донесения вызвали мятеж, который повлек за собой суровое наказание всего еврейского народа.

В то время как сыны Израилевы расположились лагерем в пустыне недалеко от страны Ханаанской, Моше выбрал по просьбе народа двенадцать именитых людей, глав колен, и сказал им: «Пойдите в эту страну с юга… и осмотрите землю, какова она и наРод, проживающий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И в каких городах он живет: в открытых или укрепленных. И какова земля, тучна ли она или тоща, есть ли на ней дерево или нет?»

Среди разведчиков были Йегошуа, сын Нуна (верный ученик и слуга Моше), и Калев, сын Йефуне (муж сестры Моше).

Вернувшись после сорока дней, они рассказали об укреплениях Ханаанских городов, о великанах, населяющих землю, и показали принесенные гигантские плоды. «Не можем мы пойти на тот народ, ибо он сильнее нас», – утверждали они. «И плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и Аарона: лучше умерли бы мы в земле Египетской или в пустыне этой умерли бы… И сказали: назначим начальника и возвратимся в Египет! И сказал Превечный Моше: «Доколе будет гневить Меня этот народ, и доколе не уверятся они во Мне при всех знамениях, что Я совершил. Уничтожу его и произведу от тебя народ достойнее и многочисленнее его».

Только двое из двенадцати – Йегошуа и Калев – утверждали: «Земля, по которой мы ходили для разведывания, земля эта очень, очень хороша».

Молитва Моше смягчила кару. «И сказал Превечный: простил Я по слову твоему. Однако все эти люди, которые видели славу Мою и знамения Мои и испытывали Меня уже десять раз и не слушали голоса Моего, не увидят земли, которую Я клятвенно обещал их отцам, в пустыне этой падут трупы ваши».

Они плакали зря, Б-г же установил этот день днем плача и горя на многие поколения: в день возвращения разведчиков были разрушены Первый и Второй Храмы, пала крепость Бейтар, был распахан Иерусалим. Этот день – Тиша б’ав, 9 Ава.

И столь велик был грех этих разведчиков, что не было ему искупления. До сих пор все прегрешения прощались евреям, даже грех золотого тельца простил Б-г, услышав горячую мольбу Моше. «Простил Я по слову твоему». Но грех разведчиков Он не простил. Потому что это был грех не человека перед Б-гом и не одного человека перед другим, а грех перед целым народом, то есть это было во вред всей нации. Это было открытой попыткой наполнить сердце народа страхом перед получением своей родины. И народ действительно поддался искушению и восстал.

День Девятого ава, к сожалению, остался печальным днем нашей истории.

Изгнание евреев из Франции в 1366 году (5126 г. от сотв. мира) произошло назавтра после Девятого ава. Евреям при этом ничего не разрешили взять с собой.

Девятого ава 1499 года были изгнаны евреи из Испании. Более 300 тысяч евреев покинули страну. Многие крестились, надеясь позже бежать, но инквизиция следила за ними очень зорко. Дон Ицхак Абарбанел, тогдашний министр финансов Испании, писал, что ему удалось несколько раз отложить изгнание, но в конце концов оно произошло – Девятого ава. Девятого ава была объявлена мобилизация в России в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Эта война не только разрушила устоявшийся быт еврейских общин Польши, Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины, Австро-Венгрии. Трудно подсчитать, сколько было убито и замучено евреев, сколько разрушено синагог, ешив, сколько было сожжено свитков Торы и священных книг.

В результате победил коммунизм в России, а в Германии усилился нацизм как результат недовольства поражением Германии. И эта война подготовила почву для Второй мировой войны. Сказал р. Элазар бен-Парта: «Если хочешь знать, сколько вреда от злого языка, то посмотри, как пострадали наши отцы в пустыне Синай из-за разведчиков. Разведчики говорили плохое о стране, то есть о камнях и деревьях. До этого наши предки грешили в пустыне девять раз, и все им простилось. А приговор вымереть в пустыне был им вынесен только за злой язык (споры, сплетни) « («Эрхин» 15).

В Торе и Талмуде говорится очень много о вреде сплетен. «Не ходи сплетничать… не стой у крови брата…» («Ваикра» 19, 16). Что называется сплетней, и кто называется сплетником? Тот, кто передает слова одного человека другому. Тот, кто рассказывает, что он слышал о другом человеке, хотя это и правда, – делает этим большое зло, и это иногда приводит к разрушению устоев мира. Другими словами: тот, кто рассказывает о другом человеке некоторые факты, которые могут этому человеку повредить.

Это и есть сплетни, запрещенные Торой. Даже если эти факты подлинны.

Вся наша история изобилует примерами вреда сплетен. Иосиф рассказывает отцу обо всех, по его мнению, нехороших поступках братьев. Это создало у них ощущение, что он хочет от них избавиться, сделать их рабами, а результатом была продажа Иосифа в рабство.

Доэг Эдоми рассказал царю Саулу, что видел Давида в городе Нов, где жили священники, и как Давида хорошо там приняли. Саул, которому казалось, что Давид хочет его убить и стать царем, понял это как подготовку восстания – и весь город тяжело пострадал.

Второй Храм был разрушен из-за напрасной вражды. Одни говорили: надо немедленно восстать против римлян, освободить еврейский народ. Другие говорили: мы для этого еще недостаточно сильны, это будет бесполезным кровопролитием. Одни смотрят на других, как на врагов. Большую роль сыграли обоюдные сплетни.

А в результате – галут.

Мудрецы говорят: «За три греха человека наказывают на этом свете, и много теряет он в мире грядущем: за служение идолам, за кровопролитие, а более всего – за злой язык». Талмуд («Авода зара» 19) рассказывает, что р. Александр однажды объявил: «Кто желает долголетия?!» Пришли к нему люди за секретом долгой жизни. Он открыл им книгу Псалмов Давида и прочел в псалме 34-м: «Человек, желающий жизни, любящий дни, чтобы видеть благо. Оберегай язык твой от зла…»

В своем предсмертном напутствии, записанном в пятой книге Пятикнижия, Моше укоряет евреев: «Сказал я вам: дошли мы до горы Эмореев, которую Б-г наш дает нам. Смотри, дал тебе Б-г твой землю сию, ступай, наследуй, как говорил тебе Б-г отцов твоих; не бойся и не страшись. Но вы все подошли ко мне и сказали: «Пошлем людей пред собою, чтобы они разведали нам землю эту и чтобы рассказали нам о дороге, по которой идти нам, и о городах, к которым мы придем».

В те далекие времена, как, впрочем, и много лет спустя, овладение землей, принадлежащей другому племени, было обычным явлением. История любой большой или малой, старой или молодой нации изобилует захватническими войнами. Да и в наш просвещенный, прогрессивный век международный альтруизм существует разве только в политической демагогии, все еще оставаясь мечтой человечества.

К своему вступлению в Обетованную Землю сыны Израиля тоже отнеслись как к обыкновенному завоеванию одним народом земли другого. Они сознавали, что прежние хозяева не согласятся так запросто отдать свои владения, и готовились к войне. А так как успех в военных действиях сильно зависит от предварительной разведки, они обратились к Моше с настоятельным требованием послать людей, чтобы они разведали землю Ханаан.

Но все обстояло совершенно иначе. Святая Земля была завещана Создателем праотцам еврейского народа: Аврааму, Ицха-ку и Яакову. И поэтому не сыны Израиля, а хетты, амореи, йевусеи и прочие языческие племена, заселившие к этому времени Святую Землю, были на ней пришельцами. Их предки в свое время насильно отняли ее у потомков Шема (Сима). Это были развращенные и жестокие люди: как описывается в ТАНАХе, кровосмешения и содомия были у них в порядке вещей, а ради того, чтобы выпросить у своего кумира назначение еврейского народа, особое отношение его к Святой Земле. Поэтому они не удостоились войти в Обетованную Землю. Этого удостоились их дети.

Следует отметить не совсем последовательное поведение израильтян в истории с разведчиками. На это обращается внимание и в книге «Ликутей Амарим», р. Шнеур-Залмана из Ляд. Приводим отрывок из этой книги.

«Вначале они говорили: народ этот сильнее нас… Это значит: они не верили в могущество Вс-вышнего. А затем они говорят: мы готовы взойти… Откуда пришла к ним вера? Ведь за это время Моше не показал им ни чуда, ни знамения. Он рассказал лишь, что Вс-вышний разгневался на них и поклялся не приводить их в Землю Обетованную. Но как могло это подействовать на них, если они не верили в способность Вс-вышнего покорить ханаанских царей и поэтому не хотели входить в Ханаан? Но дело в том, что евреи в душе своей верят. Но «ситра ахара» (собирательное название всего несвятого. – Прим, ред.), находившаяся в их теле, вознеслась над святой святостью божественной души в грубости и надменности своей, без какого-либо довода и объяснения. И поэтому тотчас, когда разгневался на них Вс-вышний и когда они услышали Его грозные речи, укротилось их сердце (как написано: и опечалился народ очень) и сама собой пала «ситра ахара»…

Отсюда может извлечь поучение любой человек, в сердце которого появляются сомнения в вере. Эти сомнения – наущения одной лишь «ситра ахара», вознесшейся над его душой… Да и у самой «ситра ахара» нет никаких сомнений во всемогуществе Б-га, но ей дано право совращать человека словами лжи и хитрости, чтобы умножить его заслуги».

Одной из заповедей нынешней недельной главы Торы является предписание отделения халы. Согласно этой заповеди еврей, замесивший тесто для выпечки хлеба, должен отделить от него кусочек размером с маслину в пользу коэна. Этот кусочек теста называется «хала». Если хала не была отделена от теста, то ее отделяют от испеченного из этого теста хлеба.

В настоящее время, ввиду невозможности соблюдения ритуальной чистоты, обязательной при употреблении халы в пищу, она не отдается коэну, а сжигается.

Заповедь о хале не распространяется на тесто, замешанное на кукурузной или картофельной муке или муке, смолотой из бобовых. Если количество муки в тесте не превышает 1100 г, на него также не распространяется заповедь об отделении халы. При количестве муки в тесте от 1200 до 1666 г отделение должно совершаться, но оно не сопровождается благословением, так как в этом случае законоведы сомневаются в необходимости отделения халы. При количестве муки в тесте, превышающем 1666 г, перед отделением халы произносится: «Благословен Ты, Б-г, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший отделение халы».

Соблюдение заповеди об отделении халы, равно как зажигание субботних свечей и соблюдение законов чистоты семьи, – почетная обязанность еврейской женщины. Во многих семьях бытует обычай печь хлеб на субботу, чтобы дать хозяйке дома возможность исполнить эту заповедь. Поэтому субботний хлеб и получил имя – хала.

Заканчивается глава «Шлах» словами, которые хорошо известны каждому религиозному еврею, хотя бы потому, что они включены в молитву «Шма, Исраэль», читаемую ежедневно утром и вечером. Этот отрывок получил в Талмуде название «парашат цицит» ввиду того, что в нем содержится заповедь Торы о «цицит» – особых кистях, которые еврей должен прикреплять к четырем углам своей одежды. Если одеяние имеет менее четырех углов – а современный мужской костюм только из таких предметов и состоит, – то заповедь эта на него не распространяется. Поэтому, чтобы исполнить заповедь о цицит, евреи делают себе специальное одеяние в виде мантии, имеющее в расправленном виде форму прямоугольника. Это одеяние получило название «талит», в ашкеназийском произношении – «талес». Талес изготовляется из белой овечьей шерсти. К четырем его углам прикрепляются кисти, сплетенные особым образом из четырех белых шерстяных нитей каждая. Нити для «цицит» должны быть выделаны вручную, причем специально для исполнения заповеди. Когда-то талес был обычным предметом верхнего платья. Теперь же его надевают только на время утренней молитвы. Ашкеназийские евреи начинают надевать талес после вступления в брак, причем принято, чтобы к свадьбе невеста дарила талес своему избраннику. У сефардов мальчики надевают талес уже по достижении совершеннолетия, т. е. 13 лет. Чтобы исполнять зало ведь Торы о цицит в течение всего дня, а не только во время молитвы, евреи носят так наз. «малый талес» – «талит катан», иначе называемый «арба канфот» – «четырехугольный». «Талит катан», как и «большой» талес, представляет собой прямоугольный кусок ткани (преимущество отдается шерсти, но допустима и другая ткань, кроме льна), но значительно меньшего размера. По закону «талит катан» должен иметь локоть в ширину и немного более двух локтей в длину. Посредине делается отверстие для головы. Обычно «талит катан» носят под верхней одеждой, но так, чтобы видны были кисти цицит. Наряду с кипой на голове виднеющиеся из-под одежды цицит являются характерным признаком религиозности еврея.

О внутреннем смысле заповеди ношения цицит много сказано как в галахической, так и в философской литературе. Еврейские ученые придавали большое значение этой заповеди. Так, талмудический мудрец Рабба относился к ней даже с большим вниманием, чем к остальным заповедям Торы. Основатель хасидизма р. Исраэль Баал-Шем-Тов сказал как-то об этой заповеди: «Даже ангел Михаэль, величайший из ангелов, отдал бы все свое служение Б-гу и все свое знание божественного за одну лишь кисть из цицит какого-нибудь еврея».

В Мидраше рассказывается, что Моше спросил у Вс-вышнего: «Что с того, что Ты дал евреям Тору и заповеди? Они ведь находятся в грубом материальном мире. Пройдет некоторое время, и они все забудут». В ответ он услышал: «Я дал им заповедь о цицит, которая будет напоминать им о всех остальных заповедях. Сумма числовых значений букв, входящих в слово «цицит», равна 600 (90+10+90+10+400), что вместе с восемью нитями и пятью узлами, содержащимися в каждой кисти, составляет число 613 – число всех заповедей Торы. Поэтому цицит должны напоминать об этом».