«Вот странствия сынов Израиля...»
В начале этой главы перечисляются все пункты, в которых останавливались сыны Израиля в течение сорокалетнего странствования в синайской пустыне. А далее мы читаем:
«И говорил Б-г Моше так: повели сынам Израиля и скажи им: когда войдете в землю Кнаан, то вот земля, которая попадет вам в надел, земля Кнаан по ее границам». Затем в тексте называются географические пункты, через которые проходит граница Обетованной земли.
В настоящее время библейские названия многих из этих пунктов забыты и точно установить границы Обетованной земли затруднительно. Не существует сомнений, что западной границей Святой Земли является Средиземное море, а частью восточной – Мертвое море и река Иордан. Но, например, по поводу «реки египетской», которая указывается в Библии в качестве юго-западного ориентира, существуют разногласия. Многие исследователи считают, что здесь имеется в виду крайний восточный рукав дельты Нила. Другие, как, например, р. Саадия-гаон, понимают под «рекой египетской» вади Эль-Ариш, небольшую речку, впадающую в Средиземное море у города Эль-Ариш, несколько южнее Газы. РАМБАМ приводит мнение, что на юге граница Обетованной земли доходит до 30-го градуса, а на севере – до 35-го градуса сев. широты.
В главе «Мас'эй», заключительной главе книги Чисел, Моше отдает последнее распоряжение по этой части. Сам он не перешел Иордана. Моше скончался за пределами Святой Земли, за месяц до того, как она стала Землей Израиля. Брат его, первосвященник Аарон, умер еще раньше. «И сказал Б-г...: вот имена мужей, которые введут вас во владение землею: священник Элазар и Йегошуа, сын Нуна. И по одному руководителю колена возьмите для раздела земли». Далее перечисляются имена руководителей колен, всего десять имен.
Колен Израилевых, получивших земельные наделы, было двенадцать. Но колена Реувена и Гада вместе с частью колена Менаше наделов в земле Ханаан не получили. Им были отданы области «Арвот Моав», Гилад, Бошан и Голан, лежащие к востоку от Иордана и уже к тому времени занятые израильтянами. Осуществил раздел этих земель сам Моше, о чем подробно рассказывается в главе «Ма-тот», предпоследней главе книги Чисел.
В главе «Мас'эй» перечисляются все странствия евреев за сорок лет. Зачем это все перечислено? Главный комментатор Торы рабби Шломо Ицхаки (РАШИ) от имени рабби Моше Хадаршана говорит: «Это сделано, чтобы показать милость Б-га. Хотя он и наказал евреев и водил их по пустыне сорок лет, пока не умерло все поколение, делающее зло в глазах Б-га» («Бамидбар» 31, 13).
Не следует думать, что евреи все время были в походах. Из 42 походов 14 были в первый год, когда они шли с радостью и воодушевлением в свою Обетованную землю, а восемь – в 40-м году, после смерти Аарона. Всего за два года (1-й и 40-й) 22 похода. На 38 лет остается 20. В месте Кадеш евреи пробыли 19 лет – значит, на оставшиеся 19 лет приходится 19 походов.
Рабби Моше бен-Маймон (РАМБАМ) в книге «Море Невухим» говорит следующее: «Б-г делает так, чтобы Его чудеса не забывались. «Память Он сделал Своим чудесам» («Теилим» 111, 14).
Пройдут тысячелетия, люди много забудут и будут думать, что ничего особенного не произошло, что можно было жить в пустыне Синай сорок лет. Но Б-г позаботился о том, чтобы эта пустыня, эти места остались в том же состоянии (виде), какими они были 3300
лет назад.
Во время Шестидневной войны советские газеты писали, что египетские солдаты, оторвавшиеся от своих частей, обречены на смерть – нигде нет тени, солнце безжалостно печет. Видный советский дипломат Майский писал: «Проезжая Синай, я понял слова «великая и страшная пустыня». Ведь я бывал в пустынях в Союзе, Каракум и других. Но такого не видел. Как будто я прохожу по низу раскаленной печи».
Из 42-х мест, в которых евреи побывали за годы странствий, многие места забылись, но многие все-таки известны, и люди могут видеть, что народ – взрослые мужчины, женщины, старики и дети – кочевал и пробыл там сорок лет. Рациональное объяснение невозможно, необходимы чудеса манны, воды и облаков.
В недельной главе много места уделено убийцам. «Говори сынам Израиля и скажи им: когда вы перейдете через Иордан в страну Ханаан, то назначьте себе города, города-убежища будут для вас, и убежит туда убийца, убивший человека неумышленно, и будут у вас эти города убежищем от мстителя, и не умрет убивший, пока не предстанет перед общиной на суд. А города, которые дадите, шесть городов для убежища будут у вас. Три города дадите по побережью (восточному) Иордана, и три города дадите в стране Ханаан».
«А если железным предметом он его ударил и тот умер, он, убийца, умерщвлен должен быть! Или камнем в руке, которым можно убить, он его ударил и тот умер, убийца умерщвлен должен быть! Или деревянным предметом, которым можно убить, ударил он его и тот умер, убийца умерщвлен должен быть!
А если нечаянно, без вражды он его толкнул или бросил в него какой-то предмет без умысла... а он ему не враг и не желал ему зла... возвратит его община в город-убежище, куда он убежал, и будет находиться там до смерти главного священника» («Бамидбар» 35, 10-28).
В этой главе говорится о том, что нужно выделить города, куда высылается человек, убивший кого-то нечаянно. Скажем, рубил дрова в лесу, мимо проходил человек, топор выскочил из рук дровосека и убил проходившего. Дровосек высылается в город-убежище – это его наказание и искупление. Ведь убийство – страшнейшее преступление. Человек, тщательно выполняющий все заповеди, но сознательно убивший человека, не спасется от наказания Б-га. Поэтому даже тот, кто сделал это случайно, должен уйти в изгнание, в галут.
И еще одна заповедь: «И да не умрет убийца, пока не предстанет перед общиной на суд». Из этого следует, что никто не имеет права на самосуд. «И не берите выкуп за душу убийцы, злодея, заслужившего смерть; он должен быть предан смерти».
«И не берите выкупа за убежавшего в город-убежище, чтобы возвратиться в страну до смерти священника (главного)».
То есть нельзя оставлять в живых убийцу, заслужившего смерть по закону Торы, ни за какие деньги. Нельзя его оставлять в живых за все золото и серебро в мире. Если даже родные убитого хлопочут о том, чтобы оставить убийцу в живых,– он подлежит смерти.
То же самое происходит, если человек подлежит высылке – нельзя брать деньги, чтобы освободить его от этого наказания. Если мы начнем освобождать убийц за деньги или по политическим расчетам, то мир станет хуже Содома и Гоморры. Кто богаче и сильнее, будут безнаказанны.
«И не делайте грешной землю, на которой вы, ибо кровь делает грешной землю, а земле не будет прощено за кровь, пролитую на ней, разве только кровью пролившего ее. И не оскверняйте землю, на которой вы живете, в которой Я нахожусь, ибо Я, Б-г, нахожусь среди сынов Израиля» («Бамидбар» 35, 33-34).
Мудрецы говорят: «Кто милосерден к жестоким, тот жесток к милосердным». Кто оставляет в живых людей, совершивших сознательное убийство, готовит новые убийства невинных людей: мужчин, женщин, стариков и детей. А ведь Б-г просит нас не делать этого.
Моше-рабейну перед смертью выполнил половину мицвы: из шести городов-убежищ он выделил три на восточном берегу Иордана. Ведь остальные три он не мог выделить – земля Ханаана еще не была занята евреями. Мудрецы говорят: «Кто любит деньги – не насыщается деньгами. Кто любит мицвот – не насыщается ими». Разве мало мицвот сделал Моше? Но он хотел успеть до смерти сделать хотя бы еще половину мицвы.
Главу «Мас'эй» читают обычно или за несколько дней до начала месяца ав или сразу же после его начала.
В девятый день этого месяца произошло величайшее несчастье в истории нашего нашего народа – разрушение Святого Храма. В первые девять дней этого месяца, до поста 9 Ава, принято в знак траура воздерживаться от мяса и вина, купания и надевания свежевыстиранного белья. Обычно евреи добавляют к названию траурного месяца, которое в переводе с иврита значит – «Отец», слово «Менахем» – «утешитель», твердо веря, что в скором будущем исполнится сказанное нашими мудрецами в Мид-раше («Песикта дерав Кагана»): «Обычно отец жалеет, а мать утешает. Сказал Вс-вышний: Я поступлю, как отец и как мать».