«Пусть не нарушает обета своего...»
«И говорил Моше главам колен сынов Израиля так: вот что повелел Б-г: Если кто даст обет Б-гу или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то пусть не нарушает он слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать».
Законам, касающимся обетов и клятв, Талмуд уделяет целых два объемистых трактата: «Недарим» и «Швуот». Много высказываний на эту тему можно найти и в Мидраше. В некоторых высказываниях мудрецов Талмуда отражается их крайне отрицательное отношение к обетам и клятвам. Так, человека, ограничивающего себя обетом, Иерусалимский Талмуд укоряет следующими словами: «Не достаточно тебе того, что запретила Тора? Ты же запрещаешь себе и дозволенное» (Иерусалимский Талмуд, «Недарим», гл. 9).
В Вавилонском Талмуде приводятся слова видного ученого, врача и астронома эпохи амореев Шмуэля, из которых явствует, что каждый, кто дает обеты, считается грешником, даже если он и выполняет их («Недарим», 77а). В Мидраше рассказывается о большом числе поселков, принадлежавших царю Яннаю из династии Хасмонеев, которые были разрушены в наказание за то, что жители их клялись на каждом шагу, хотя и исполняли свои клятвы («Танхума», «Ваикра», 7). Но, с другой стороны, мы находим в трактате «Авот» (гл. 3, 13) краткую сентенцию великого мудреца р. Акивы, в которой весьма логично утверждается, что обеты приносят немалую пользу, воспитывая в человеке воздержанность. Средневековый ученый, рабейну Иона-Хасид, комментируя это сентенцию р. Акивы, пишет:
«Тот, кто стремится к удовольствиям и наслаждениям, хотя и не делает запрещенного, отдаляется от сути и основ души. А также способствует тому, что душа устремляется за телом и материей и отсекается от своих корней и основ... Тому, кто не может владеть собой и тянется за удовольствиями, дали совет – принять на себя обет на определенное время, сказать: «До такого-то времени я буду есть и пить только определенные продукты» – или запретить себе что-нибудь разрешенное... Так он приучит себя властвовать над своими вожделениями... Но тот, кто и без этого владеет собой, не должен давать обеты, как сказано: «Не достаточно ли тебе того, что запретила Тора?..» Но конечно же, если человек обнаруживает, что дурная наклонность одолевает его, он должен добавить себе ограничений, насколько это необходимо, чтобы подавить дурную наклонность. Но, подавив ее, он должен вернуться к нормальному образу жизни. Подобно врачу, который при легком течении болезни дает легкие лекарства, если же болезнь протекает тяжело, он прописывает лекарства более крепкие, пока больной не исцелится, а затем он дает ему лекарства средней силы, способствующие полному восстановлению организма. И об этом сказано: «Обеты – залог воздержанности».
Однако, несмотря на пользу, приносимую обетами, рабейну Иона заканчивает: «Все же лучше, чтобы человек, если он еще владеет собой, создавал себе эти ограничения, не принимая их в качестве обета».
Рабби М. Шнеерсон из Любавичей в письме к своему хасиду пишет, что вопрос о том, необходим ли данному человеку при данных обстоятельствах обет воздержания, весьма сложен и должен решаться строго индивидуально. Поэтому глава Торы об обетах и клятвах была сказана «главам колен сынов Израилевых», ибо только праведник поколения, которому открыты все тайны человеческой души, может ответить человеку, должен ли он прибегнуть к обету или лучше ему воздержаться от этого («Ликутей сихот», т. 2, стр. 693).
Ввиду того что нарушение обета – большой грех, да и само принятие обета, в котором нет необходимости, нежелательно, у религиозных евреев принято при выражении намерения сделать что-либо или воздержаться от какого-либо действия добавлять: «бли недер» – «без принятия обета». Это особенно важно, когда выражается намерение выполнить какую-нибудь заповедь. Ибо, как говорится в трактате «Недарим» (8а), даже если человек просто сказал: «Завтра утром я выучу главу из Торы», – это считается обетом. Обет может быть отменен раввином или коллегией из десяти или хотя бы из трех человек, отчасти знакомых с законами, касающимися обетов и клятв, даже если они не имеют раввинского звания.
Существует обычай отменять ретроспективно в канун еврейского Нового года все прошлые обеты и клятвы, чтобы не войти в новый год отягощенным грехом нарушенного обета. При совершении этой процедуры человек, желающий отменить данные им когда-либо обеты, включая и те, о которых он забыл, обращается с просьбой об этом к трем людям, которые отвечают ему: «Все они отменены» и т. д. Принято тогда же отменять заранее все будущие обеты. Однако особенно полагаться на эту отмену обетов не следует, потому что она распространяется не на всякий обет. Знаменитая молитва «Кол нидрей», читаемая в канун самого святого и трепетного дня в году – Йом-Кипур, тоже представляет собой не что иное, как заблаговременное аннулирование всех обетов и клятв, которые мы, возможно, примем в будущем году, «от сего Дня всепрощения до Дня всепрощения, грядущего нам на благо». Эта молитва начинается словами «Все обеты» – на иврите «Кол нидрей», откуда и получила свое название.
Говоря об обетах и клятвах, нельзя не упомянуть об одной присяге, которую, по словам Талмуда, дает каждый человек и которую ему никто никогда не отменяет. Об этой присяге мы читаем в талмудическом трактате «Нида» (306):
«Человек не выходит из чрева матери, пока его не приводят к клятве... Что же это за клятва? Ему говорят: будь праведником и не будь грешником. И даже если весь мир говорит тебе, что ты праведник, будь в глазах твоих подобным грешнику. И знай, что Вс-вышний – чист, и все служители Его – чисты, и душа, которую Он дал тебе, – чиста...»
У сынов Гада и Реувена было много скота, а обширные области Трансиордании изобиловали пастбищами. Поэтому эти колена, а также часть колена Менаше, обратились к Моше с просьбой отдать им земли к востоку от Иордана за счет причитающихся им наделов в земле Ханаан. Моше им возразил в очень резкой форме: «Братья ваши пойдут воевать, а вы будете сидеть здесь?» Моше сравнил их с соглядатаями, о которых рассказывается в одной из предыдущих глав книги Чисел. Соглядатаи, посланные Моше на разведку Ханаана еще в первый год по исходе из Египта, испугавшись великанов, населявших город Хеврон, подстрекали израильтян вообще отказаться от Обетованной земли, чем продлили скитания сынов Израилевых еще на 40 лет. «И вот восстали вы вместо отцов ваших, отродье грешников, чтобы еще более разжечь гнев Б-жий на народ Израиля».
Но реувениты и их товарищи отклонили страшные обвинения: «И подошли они и сказали: овечьи загоны построим мы для скота нашего здесь и города – для детей наших. Сами же мы вооружимся и пойдем пред сынами Израилевыми, пока не приведем их на место... не возвратимся мы в дома наши, пока каждый сын Израилев не получит своего надела». «И сказал им Моше: если вы сделаете так и пойдет каждый из вас вооруженным за Иордан пред Б-гом, доколе не прогонит Он врагов Своих... а затем возвратитесь, то будете чисты вы пред Б-гом и пред Израилем».
«...будете чисты пред Б-гом и пред Израилем». В этих словах еврейские мудрецы усматривают очень важный принцип: человек не должен удовлетворяться тем, что совесть его чиста пред Б-гом. В такой же мере он должен следить за чистотой своей репутации в глазах людей. В еврейском своде законов, «Шулхан-Арух», есть целый ряд предписаний, исходящих из этого правила. Например, если человеку, занимающемуся сбором пожертвований на благотворительные цели, понадобится обменять собранные медяки на более крупные деньги, он должен обменять их у другого человека. Ибо если он обменяет их на свои деньги, люди могут заподозрить, что часть денег он при этом присвоил. Точно так же он не имеет права купить для себя за полную цену вещь, данную ему в качестве пожертвования на благотворительные цели («Йоре-Деа» 257:2).
В талмудическом трактате «Юма» рассказывается, что род Гарма из поколения в поколение занимался выпечкой хлебов, предназначавшихся для возложения на стол в Храме, и никто никогда не видел, чтобы дети из этого рода ели хлеб из чистой муки. Они ущемляли своих детей, дабы никто не заподозрил их, что часть муки, предназначенной для Храма, они присваивают. А род Автинаса изготовлял ароматные смеси для храмовых воскурений, и женщины из этого рода никогда не душились, а если мужчина из этого дома брал в жены представительницу другого рода, непременным условием женитьбы было воздержание от всякой парфюмерии. Дабы быть им «чистыми в глазах Б-га и Израиля».
Впрочем, почему «Израиля» только, на иные народы, выходит, наплевать? Отнюдь нет! И даже наоборот. Если еврей нечист только лишь в глазах своих соплеменников, он наносит урон в основном лишь самому себе.
Если же он нечист в глазах инородцев, он приносит этим огромный вред всему еврейскому народу, более того – он оскверняет имя Вс-вышнего, избравшего евреев из среды иных племен. А это самый страшный грех.
Осквернение Имени Вс-вышнего может иметь место не только, если еврей «нечист» в глазах инородцев. Человек, известный как знаток Торы, должен ревностно следить за своей репутацией даже в глазах соплеменников, ибо малейшая погрешность в его поведении может быть отнесена несведущими за счет Б-жественного Учения.
Прежде чем расстаться с этой темой, заметим, что в приведенном выше стихе из нынешней недельной главы сначала сказано «будете чистыми в глазах Б-га» и лишь затем – «Израиля». Иначе, собственно, и быть не могло: если говорят о Б-ге и людях, первым, естественно, упоминают Б-га. Однако комментаторы усматривают в этом еще одно поучение. Иногда человек с известным основанием опасается, что строгое соблюдение указаний Б-жественного Учения вызовет весьма отрицательную реакцию у его ближайшего окружения. Его будут считать отсталым, суеверным, диким, вообще неспособным к существованию в передовом 20-м веке. Поэтому сказано: прежде всего старайся быть чистым перед Б-гом. Репутация твоя в глазах людей от этого нисколько не пострадает. Скорее, наоборот. Вот, что говорит об этом царь Соломон. А он – не только признанный мудрец, но к тому же непревзойденный мастер по части создания хорошего впечатления и вообще налаживания отношений: недаром период его правления был самым мирным за все существование Израиля. Главу 3-ю своих Притчей Соломон начинает так (говоря здесь от Имени Вс-вышнего) : «Сын мой, Учения Моего не забывай и заповеди Мои да хранит твое сердце. Ибо долгие годы жизни и мир они принесут тебе. Добродетель и истина не покинут тебя, навяжи их на шею твою, запиши на скрижали сердца твоего. И будешь ты мил и благоразумен в глазах Б-га и людей».