Гимел
И вот, посредством греха дерева познания произошло смешение во всех частях ДаЦХаМ[1], и как земля, кроме того, что есть земля плодородная, также в самой земле, есть почва плодородная и есть почва, как почва пустыни, на которой не растет ничего, и невозможно построить на ней никакого строения, и подобно этому в камнях, есть камни добрые и светлые, и есть простые камни, и есть авней негеф[2], и среди растений есть плоды и растения, которые пригодны для еды человека, и лекарственные растения, и есть растения ядовитые действительно, что это есть аспект зла, и также среди зверей и животных, есть, которые приносят пользу миру, и есть звери пустыни и леса, хищные и вредные для людей, что это есть аспект зла, и подобно этому также среди людей, есть люди, которые добры, прямы и справедливы, любят своих друзей, и радуется радости своего товарища, и благу людей, кем бы они ни были, и участвует в их горе, хас вешолом[3], и горюет очень об этом, и также если он не знаком с ним, когда он видит мучения и огорчения – это сильно действует на него, и любит людей и приближает их, по самой сути доброты своего сердца и тонкости душевного устройства, и даже если кто либо оскорбляет его каким-то образом, он находит объяснение для этого, ибо поскольку тот человек баал йисурим[4], и у него есть горе, поэтому он не может владеть собой, и кажется ему, что из-за него пришло к тому какое-то горе, или кажется ему, что он явился причиной этого, и иногда он видит вину в своей душе в том, что он никогда не грешил и не виноват совершенно, и только потому, что его сердце очень добро, поэтому он находит все в себе, а в своем товарище видит все хорошее, а на нехорошее он находит несколько и несколько оправданий – по причине дурных товарищей, или, что бедность сводит его с ума, и подобные оправдания, и есть такие люди, которые по своей природе очень дурны, и они человеконенавистники вообще, и любят проливать кровь людей, как злые хищные звери буквально, и на каждую самую малую вещь они изливают грязь и позор в словах оскорбления и жестоких выражениях на своих друзей, что они действительно подобны животным, и нет преграды для их дурного духа, и не считаясь с человечностью совершенно, они говорят все дурное и плохое, и это все их стремление все дни, сплетничать и следить за своими друзьями, найти способ как оскорбить того, кто не находит симпатии в их глазах, и на каждую вещь они спорят, и доказывают собственную правоту, и требуют {извинения} даже за мнимую обиду, поскольку они высокого о себе мнения, и это их глупость, что они считают себя людьми достойными, и все достоинства они видят в себе, и наоборот, всякий недостаток они находят в своем ближнем, и если кто-либо скажет им исправить какой-либо недостаток, они найдут множество оправданий, чтобы доказать свою праведность и неправедность своего ближнего, и в душе они наслаждаются горем своих ближних, хас вешолом, и это со стороны сущности зла их сердца и испорченности их моральных качеств. Однако в действительности это еще не смешение добра и зла, ибо добро – отдельно, и зло – отдельно, ибо хищные звери и также дурные люди, обладающие испорченными моральными качествами – это зло, и добрые животные и звери, и подобно этому – хорошие люди – это добро, ибо зло – это также творение, только, что оно находилось ниже мироздания, однако, вследствие греха дерева познания, произошло смешение добра со злом и зла с добром, таким образом, что нет добра без зла и зла без добра, и как мы видим в способностях людей, что есть такие люди, которые внешне выглядят как противоположность добру, и почти обладатели дурных качеств – как скупость, отдаляет своего ближнего, и также на близкого к нему человека он не обращает внимания, чтобы приблизить его, и иногда он еще отдаляет его, тем, что утяжеляет на него свое иго сверх меры, а в глубине своего сердца он добр и любит людей, только кажется ему, что этот человек недостоин, чтобы приблизить его, и еще более того, что иногда он думает, что тем, что он отдалит его, и утяжелит на него свое иго, и будет показывать ему свое недовольство, тем самым он исправит его, и что тогда он исправит свои пути, однако, если бы он вел себя в соответствии с чувством своего сердца, то наоборот, его сердце чувствует любовь к нему, и одарит его тем, что у него есть, но никогда он не находит симпатии и уважения перед ним, и причина того, что его ближний никогда не кажется ему подходящим, чтобы приблизить его, это из-за его дурного сердца, и испорченности его морали, и тем не менее, это зло, оно поверхностно, и видно воочию, что внутри своего сердца он добр, и это доказывается тем, что когда пробуждается дух Свыше, чтобы раскрыть глубину его сердца, что это может прийти двумя способами, когда желанны перед Вс-вышним пути человека, и найдется у него заслуга, и, когда станет добрым его сердце, от какой либо славы и почета, или большой радости, как свадьба единственного сына и его спасение, тогда, он света сияния этого блага сломится закрытие его сердца, и раскроется его глубина, и тогда каждый человек, кем бы он ни был, найдет симпатию в его глазах, будет подходящим и достойным, чтобы приблизить его, как в разговоре, так и в воздействии на него в разуме или в материальных аспектах, и тот, кто не удостоился, чтобы управление Свыше было с ним таким образом, и сказано Ки лой йидах мимену нидох[5], и много посланцев у Вс-вышнего, исполняющих Его волю, чтобы распрямить кривизну сердец людей, и исправить их пути, посредством различных причин, и когда становится ему очень горько, и как сказано "йегудей црихо лахаруво авдей тшуво[6]", и Израиль сравнивается с масличным деревом, как эти маслины, ты разбиваешь их и получаешь их масло, так Израиль, халило[7], также, посредством разбиения и какого-то битуш[8], хас вешолом, рахамоно лицлан[9], тогда разбивается его сердце совершенно, и взывает к Вс-вышнему, когда горько ему, и горько плачет в горести своей души, и просит милости у Б-га духа и плоти, чтобы Он помог ему, и подчиняется его тупое сердце, и раскрывает Вс-вышний то, что сокрыто в его сердце, и дает цдоко[10] и жалеет бедняка, как человек благородной души действительно, и это несомненное доказательство того, что внутри его сердца добро, и только есть зло снаружи, ибо "грешник окружает праведника", и добро смешано и заключено внутри зла. И иногда мы видим в способностях людей, что есть такой, что внешне он добр, любит людей и приближает их к себе, дружит с каждым человеком, чтобы помочь ему во всем, что он может, и входит, как друг, во все его дела, утешает его, когда ему трудно, чтобы он не огорчался, и своими словами облегчает его ношу, и когда тому становится лучше, он притворяется, как будто бы он участвует в его радости, и хас вешолом, когда у него горе, показывает ему, как будто бы он участвует в его горе, и обещает ему помочь больше, чем он способен, и внешне он прекрасен, в своих словах и речах, а внутри него это совершенная ложь и обман, не затрагивает его другой человек совершенно, и он не думает о нем, и для него совершенно одинаково, хорошо ли ему или хас вешолом наоборот, он не радуется его радости и не огорчается его горю, хас вешолом, ибо все это только напоказ, и это он делает для своей пользы, или это материальная выгода, или выгода в почете и прославлении, и тому подобное, и нет в это ничего настоящего, и как это видно воочию в человеке, в котором эйн тойхой кеворой[11], и каждый человек, осознающий и исследующий себя, найдет в себе подобное этому, каждый, в соответствии с тем, каким образом сочетаются и смешиваются его эмоциональные качества, найдет в себе из этих недостатков человеческих, что он эйн тойхой кеворой, что внешне он человек на все сто процентов, а внутри он как животное действительно, которое не чувствует другого совершенно и в принципе, и наоборот, еще хуже животного, и это только тот, кто имеет немного разума, он может скрыть это, что ему кажется, что это незаметно, но в действительности это не так, ибо все видно и раскрыто действительно, и доказательство на это – что как чувство своей радости благу своего ближнего, и также чувство огорчения, одинаково их говорит и выражает в своей речи, что тогда внешне это действительно благо, ибо нет лучшего качества, чем утешить сломленных сердцем, которые действительно несчастны, и каждый, поддерживающий их дух, это самое высокое достоинство, и вместе с тем он находится в самом глубоком зле, будучи настолько лжецом и обманщиком, что ради какой-то выгоды или интереса, легка будет кровь его ближнего (говорить о том, что очень волнует его ближнего), и обманывает его, что это есть грех и мерзость со стороны человека дурного и испорченного, и это есть зло, находящееся и заключенное в добре, и это смешение происходит в результате греха Адама с деревом познания, и поэтому Вс-вышний не хотел, чтобы человек жил вечно, чтобы зло не существовало вечно, хас вешолом, и чтобы оно могло очиститься, но если бы не это, то также в земном воинстве существовал бы вечно каждый отдельный человек, подобно небесному воинству.
…
Заин
…
И есть, что материя его животной души – из гвуро[12], и он с большой силой, наглостью и дерзостью, и это его стремление все его дни, и это есть его стремление все его дни, кушать и пить и наслаждаться делами этого мира, искать таанугим[13] и идуним, и нет преграды для его духа совершенно, и человеческое в нем испорчено и извращено совершенно, что даже в то время, когда он видит горе своего товарища, хас ве-шолом, это не препятствует ему совершенно в его делах, и старается убежать от этого, чтобы не упало сердце его внутри него от этого, и не испортилось у него настроение от того, что он видит не-доброе, и само собой, он не сможет тогда наслаждаться от того, чем он наслаждается, и успокаивает себя или думает, что все это не касается его, и с ним не случится ничего дурного, и в распущенности своего сердца сможет идти, и будет иметь успех во всех своих делах, и это плод извращенности его морали и разума, сказать, что ради его удовольствий сотворен мир, и все это с твердостью и йешус[14], и возвышением духа, сказать, "я и никого больше", и кто уподобится ему, и он очень дорог в собственных глазах, возвышен и возвышается над всеми, и унижает каждого человека, ибо кто это, кто сможет жить, как он живет, с большими расходами и удовольствиями для себя лично, и все это в сущности, из-за грубой материальности животной души, которая представляет из себя очень грубую материю, и в этом есть несколько видов различных ступеней в природе животной души…
[1] Доймем, цоймеах, хай, медабер (неживая, растительная, живая природа, человек)
[2] камни преткновения
[3] Не дай Б-г
[5] "Чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный" (Шмуэль Бет 14, 14)
[6] евреи, когда нуждаются в харувин (вид пищи), делают тшуво
[7] Не дай Б-г
[8] разбивание
[9] не дай Б-г
[11] он не тот, за кого он себя выдает
[12] Строгость. Сила. Сфира "гвура"
[14] "Есть", "Отдельное существование"