Ваишлах Иегошуа ...
1
«И послал Иошуа двух разведчиков...». В «Ликутей Тора» объясняется, какое различие существует между разведчиками, посланными Иошуа, и разведчиками Моше. О посланцах Моше Тора пишет: «посылай по своему разумению, я не повелеваю тебе». Иошуа отправлял разведчиков по прямому повелению Вс-вышнего. Есть еще одно различие между ними: посланцы Иошуа побывали только в Иерихоне, который являлся замком, запирающим землю Израиля, разведчики Моше, в отличие от первых, прошли всю страну вдоль и поперек.
2
Повеление о захвате святой земли (в духовном плане) является (как и все указания Торы) актуальным для всех поколений. Все евреи (каждый и каждый) должны покорить все силы и аспекты тела, животную душу (землю Кнаан) и превратить их в сосуды для божественности (страну Израиль). И различие между Иерихоном и всей страной в душе человека отображается следующим образом - Иерихон соответствует трем одеяниям души, мысль, речь и действие [Иерихон — это слово имеет связь, в иврите, со словом реах, запах; а одеяния имеют отношение к запаху, как объясняется в «Зоар»]; а вся страна (земля семи народов) является качествами души человека. Этим то и объясняется приказ (который получил Иошуа) послать разведчиков в (только) Иерихон. Так как каждый в силах овладеть и управлять своими мыслью, речью и действием. Поэтому есть повеление каждому повернуть их ко Вс-вышнему (направить их на служение Б-гу). Качества души же, которые связаны с сердцем подвластны не каждому человеку, а только праведникам (и именно им), способным управлять своим сердцем. Поэтому о разведчиках, которых послал Моше — рабейну разведать землю (направить на служение Вс-вышнему свои сердце и качества души,) написано «посылай по своему разумению, я не приказываю тебе». Потому что работа по покорению качеств души (в завершенном виде) возможна именно через аспект Моше (праведник), а не является доступной для любого.
3
Тора - вечна! Из этого следует, что повествование о посылке разведчиков (Моше) для разведывания всей страны, является неизменным (вечным) указанием каждому еврею. Для понимания этого, следует вначале привести то, что рассказывается в «Танья» о понятиях (уровень духовности) — праведник и средний. Средний, в основном, работает с одеждами души - мысль, речь, действие. Поэтому этот уровень доступен каждому человеку, так как даже если его сердце будет жаждать или вожделеть что-то, то в силах этого человека
совладать с собой (взять себя в руки), справиться с вожделением сердца, и не дать ему воплотиться в мысли, речи и действии, в его возможностях даже совершенно позабыть о желанном. Служение праведников, в отличие от выше приведенного, в основном связано с качествами души, которые связаны с сердцем (любовь к Б-гу и трепет перед ним). Не каждый человек удостаивается подобного, так как во все, что связано с сердцем, далеко не всегда подвластно воле человека. И несмотря на это с каждого еврея (до воплощения в материальное тело) берут клятву «будь праведником...», то есть каждый, как это подробно объясняется в «Танья», должен принять участие и в работе праведников.[на иврите слово «машбиим» - берут клятву можно прочитать и как «масбиим» - насыщают, т.е. не только берут клятву быть праведником, но и дают силы воплотить это в реальности]
4
Необходимо сказать, что повеление уничтожить семь народов и захватить их земли, то есть перевернуть семь качеств животной души на сторону святости, несмотря на принадлежность этой работы праведникам (и не каждый человек удостаивается этого), является вечным и неизменным во всех поколениях (т.е. актуально для всех евреев), потому что каждый еврей обязан сделать все возможное для выполнения клятвы (будь праведником). Это и есть причина тому, что повествование о посылке разведчиков Моше для исследования всей страны приводится в Торе (т.е. является указанием к действию для всех евреев на протяжении всех поколений); так как каждый еврей должен покорить свои качества и направить их на службу Вс-выпшему. Но несмотря на это, написано - «посылай по своему разумению, я не приказываю тебе..». Потому что в основном повеление касается мысли, речи и действия (захват Иерихона), так как, в отличие от качеств души, он подвластны каждому еврею.
5
Мысль, речь и действие - являются одеяниями души, это и служит причиной тому, что они подвластны человеку, в отличие от качеств души. Подобно тому как человек, нуждаясь в одежде (идея скромности, чтобы не испытывать чувство стыда, и для защиты от жары и холода), в в любом случае всегда может снять их, тем более, не нуждаясь именно в этих одеждах сейчас, он может поменять их на другие. Также и одеяния - души, мысль, речь и действие - можно «снять» (изменить). Также и мысль, которую нельзя «снять», может быть заменена другой. Разум и духовные качества души ива, в отличие от «одежд», являются сущностью души, поэтому для их изменения необходимо приложить особенные старания (инициатива снизу), которая пробудит «инициативу сверху» - передачу особенных (обычно недоступных) сил сверху.
6
Следует сказать, что эта идея (мысль, речь, действие, - являются одеждами души) следует еще и из того, что они более доступны, более подвержены влиянию воздействие, чем качества души. И основная причина тому, что от каждого еврея требуется работать с мыслью, речью и действием в том, что они более доступны (а не только в том, что каждый человек способен справиться сними, но и в этом - также). Прежде чем это будет понято, следует предварительно объяснить идею «одежд». Корень (духовный) «одежд» (души) выше корня человека, который их одевает. Это достоинство заметно в них и тогда, когда они спускаются вниз (в этот мир). Одеяния облекают (снаружи — внешний аспект) человека и дополняют его красоту, раби Иоханан назвал их своим почетом, причина этому в том, что корень «одежд» выше корня человека. Мысль, речь и действие - одежды души таким образом, их корень выше корня души. Поэтому, через мысль, речь и действие, воплощающиеся в шестьсот тринадцать заповедей (одеяния божественной души), душа возвышается, достигая уровня, которого самостоятельно достичь была бы не в сила. А посредством мысли, речи и действия, которые проявляются в делах этого мира, но не во имя небес (одеяния животной души), душа опускается ниже, чем когда-либо смогла бы упасть сама. И так как божественная душа «одевается» в животную душу, то падение на самый низкий уровень последней влечет за собой и падение первой. Таким образом, идея «отдались от зла и твори добро» находит свое воплощение в мысли, речи и действии; поскольку основным смыслом спуска души вниз состоит в том, чтобы через работу внизу подняться выше уровня, на котором она находилась до спуска, этот подъем происходит через работу с «одеждами души» (мысль, речь и действие), исходя из примера — одежда дополняет красоту в человеке, надевшем их...
Таким образом, то, что Иерихон является замком страны Израиля, выражается в том, что через работу «отдались от зла и твори добро»,осуществленную через мысль, речь и действие [когда присутствует, также, и работа - «посылка разведчиков в Иерихон» -исследовать и испытать, обратить мысль, речь и действие, поставить их на службу Вс-вышнему] достигают очищения и переворачивания (на сторону святости) духовных качеств — захват земли семи народов, до - «и расширит Б-г твой границы твои», захват земель кейни, книзи и кадмони (три оставшиеся не захваченными страны из состава земли Обетованной) - три аспекта разума, с приходом нашего праведного Машиаха (мессии), в ближайшем будущем.
(Перевод Ешивы Томхей Тмимим Москва, 5762)