Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шавуот. Беседа 4

Сказано: «Если потратил ты ноги свои на помощь бедняку и на исполнение заповеди, осуществилось на тебе: „Благословен ты, когда приходишь, и благословен ты, когда выходишь»

21. Сказано: «Если потратил ты ноги свои на помощь бедняку и на исполнение заповеди, осуществилось на тебе: „Благословен ты, когда приходишь, и благословен ты, когда выходишь»[1]»[2].

Следует обратить внимание на то, как точно выразились мудрецы наши. Во-первых, «на помощь бедняку» — это цдака. Почему же сказано: «на помощь бедняку и на исполнение заповеди»? Разве заповедь о цдаке не включается в понятие заповеди? Ведь именно цдаку во всем Иерусалимском Талмуде называют просто «заповедью»[3]! Во-вторых, с ногами должно сочетаться слово «ходить» или «бежать». Что же означает выражение «потратить ноги свои»?

22. Тело человека в самом общем плане делится на три час- ти: голова, туловище и ноги. Более детально — оно состоит из 248 частей.

То же самое можно сказать о заповедях. Предписаний Торы — 248, и в книге «Сефер харедим» они разделяются в соответствии с теми частями тела, к которым каждое из них относится. В самом общем плане эти заповеди делятся на три вида. Во-первых, те, что связаны с интеллектом: знание о величии Творца, изучение Торы и т. п., — это «голова». Во-вторых, заповеди, связанные с чувством: любовь ко Всевышнему, боязнь Всевышнего и агават Исраэль — это «туловище». В-третьих, заповеди, исполняемые действием, которые, в главном, связаны с принятием на себя ига верховной власти Всевышнего (кабалат оль), — это «ноги».

Интеллект и чувство имеют границы. Принятие на себя ига власти Небес, которое возникает благодаря интеллекту и чувству (то есть когда человек понимает и чувствует, что обязан подчиняться власти Всевышнего), тоже имеет границы. Принятие же на себя ига власти Всевышнего не связано ни с чем, оно безгранично.

Вот это и означает выражение «потратить ноги свои». «Потратить» — все равно что «проявить расточительство» — без ограничений. Когда и где можно быть расточительным, не считаясь ни с какими границами? Когда это связано с «ногами», с кабалат оль, к чему не имеют никакого отношения ни ум, ни чувство. Когда «ногой» управляет голова и сердце, результатом может быть «ходьба», в самом лучшем случае — «бег». Но когда «нога» (то есть кабалат оль) проявляет себя по своей сути, исчезают все ограничения.

23. Но как же человек, обладающий разумом, может заставить себя отложить в сторону свои ум и чувства и быть готовым «потратить ноги свои»?

Ответ на этот вопрос содержится в той же приведенной выше цитате из Талмуда: «…на помощь бедняку». Глубоко задумавшись над своим положением, человек увидит, что он бедняк: он беден знаниями, и ему, само собой разумеется, нечего считаться со своим разумом и чувствами. Тогда он сможет побудить себя «потратить ноги свои» на заповеди вообще и на просто заповедь — заповедь о цдаке — в частности. Он использует свои «ноги» для «бега» — бега, далекого от всяких расчетов, бега ради того, чтобы дать еврею цдаку материальную и цдаку духовную.

24. А наградой за это будет: «Благословен ты, когда приходишь, и благословен ты, когда выходишь». Слово «приходишь» указывает на начало служения силой, полученной Свыше, а «выходишь» — на благословение Свыше после исполнения служения. А слово «благословен» означает, что этот ответ Свыше несравненно выше, чем тот, который соответствовал бы уровню его служения. То есть после того, как еврей трудился, чтобы его «расточительство» было в самом деле безграничным, ему Свыше дают намного больше, чем полагалось бы ему по степени его усилий, потому что только «в месте безупречном (то есть когда служение совершенно) раскрывается Всевышний»[4].

25. Вместе с тем приведенные выше слова наших мудрецов не выходят за рамки их буквального смысла. То есть все, кто «потратил ноги свои» — шли несколько часов на далекое расстояние, хотя могли в это время спокойно сидеть дома и заниматься своими делами, все, кто отправился в путь для того, чтобы принести «бедняку» духовное добро, — все они должны получить свою награду: «Благословен ты, когда приходишь, и благословен ты, когда выходишь». «Когда приходишь и когда выходишь» каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год; и также «когда приходишь и когда выходишь» в отношении своего служения Всевышнему. То есть благословение «когда приходишь» — это дарование еврею Свыше особой силы, чтобы он мог преуспеть в исполнении своей миссии, куда бы он ни шел, а благословение «когда выходишь» — чтобы после исполнения миссии он мог увидеть добрые плоды своих трудов, как сказано: «Свой [будущий] мир ты увидишь при жизни»[5]! А также чтобы он мог преуспеть в своих частных делах — как в изучении Торы, в исполнении заповедей наилучшим образом и в служении молитвой (а молитва — это «позвоночник» всего служения Всевышнему[6]), так и в плане материальном!

Из беседы в праздник Шавуот 5718 г. (1958 г.)



[1] Дварим, 28:6.

[2] Дерех эрец зута, гл. 9.

[3] См. Тания, ч. 1, гл. 37.

[4] О трех уровнях ответа Свыше см. Ликутей Тора, Шир fa-ширим, 24а.

[5] Брахот, 17а.

[6] См. Ликутей Тора, гл. Балак.