Тот факт, что Тора была дана в пустыне, содержит в себе намек на то, что в известном аспекте между Торой и пустыней есть сходство. Тора была дана в пустыне, «стране выжженной и истомленной», значит во всем, что касается Торы, надо полностью положиться на Всевышнего.
18. Тот факт, что Тора была дана в пустыне, содержит в себе намек на то, что в известном аспекте между Торой и пустыней есть сходство. Пустыня не принадлежит никому в отдельности, и Тора тоже не принадлежит никому в отдельности: каждый еврей имеет отношение к Торе, и когда он ее изучает, она становится его Торой.
Но почему все-таки Тора была дана в пустыне - «в стране выжженной и истомленной, без воды»[1], где невозможно было достать ни одежды, ни еды, ни даже воды? Ведь известно, что когда сыны Израиля странствовали по пустыне, их одежда не изнашивалась, они ели ман, «хлеб с небес», пили воду, которую Всевышний дал им из каменной скалы, потому что там, в пустыне, естественным образом достать все это было невозможно. Так почему же Тора была дана именно в пустынной, необитаемой местности?
В сравнении Торы с пустыней все очень точно: все детали того, что сравнивается, соответствуют деталям того, с чем сравнивается. Необходимо сказать поэтому, что все детали жизни Израиля в пустыне имеют отношение к дарованию Торы. Вышеуказанный намек на сходство между Торой и пустыней - только одна из этих частностей, касающаяся места, где была дана Тора, но не имеющая отношения к остальным частностям.
19. Когда еврей приходит к изучению Торы, он начинает жаловаться на препятствия, мешающие ему учить Тору. Он ссылается на различные помехи и приводит различные, зачастую довольно странные аргументы.
Когда деловому человеку говорят, что он обязан выделить определенное время для изучения Торы, он отвечает, что это не его дело. Он «бизнесмен», его дело - давать деньги на цдаку и совершать тому подобные добрые дела, а не изучать Тору. Он знает, что обязан в середине дня оторваться от дел и помолиться «Минху» (известно, какое значение имеет эта молитва - вплоть до того, что даже Элиягу-пророк получил ответ с Небес именно во время молитвы «Минха»[2]!), так что у него уже есть очень важная задача - почему же его побуждают ходить на уроки Торы?
Когда ему объясняют, что он обязан каждый день учить определенный отрывок из Хумаша с комментариями Раши (кто уж говорит - отрывок из «Тании»!), он возражает, говоря, что хасидизм требует постепенности и упорядоченности в служении Всевышнему. Поэтому он сначала достигнет совершенства в том, что уже делает (включая молитву «Минха» - как пророк Элиягу!), а уже потом пойдет дальше. Он не отказывается, упаси Б-г, учить Хумаш с комментариями Раши или «Танию», но дайте время, он освободится от всех теперешних дел и тогда уж... Все по порядку.
Точно так же, когда от «сидящего в шатре Торы» (то есть посвятившего себя изучению Торы) требуют, чтобы он еще больше и еще лучше учил Тору (чтобы у него «все кости говорили»[3], «не сходили [слова] этого свитка Торы с уст его»[4] и т. п.), он не отказывается, но заявляет, что ему надо подготовиться: сначала он должен как следует выспаться, чтобы голова была чистой, позаботиться о себе - есть особую, тонкую пищу (ведь Альшейх[5] пишет - и то же самое мы находим в респонсах Рамбама, - что когда едят пищу тонкую, благородную, облагораживают свой ум)... А после всего этого он сядет учить Тору.
20. На все эти утверждения есть один ответ: Тора была дана в пустыне, «стране выжженной и истомленной», значит во всем, что касается Торы, надо полностью положиться на Всевышнего. Для того, чтобы получить Тору, евреи ушли из Египта в пустыню, на «землю незасеянную»[6], не зная, как они будут там обходиться без самого необходимого. Они должны были положиться на заслуги праведников (потому что ман они получили ради заслуг Моше-рабейну, облачный столп - ради заслуг Агарона, воду - ради заслуг Мирьям[7]) и только тогда стали готовы к получению Торы.
Это указание и для нас теперь: необходимо сесть учить Тору и полностью положиться на Всевышнего. И тогда Он обеспечит нас всем необходимым и в материальном плане, и в плане духовном.
Из беседы в праздник Шавуот 5711 г. (1951 г.)
[1] Тегилим, 63:2.
[2] См. Брахот, 6б.
[3] См. Тегилим, 35:10.
[4] См. Йегошуа, 1:8.
[5] Р. Моше Алынейх (1508-ок. 1600) - кодификатор законов Торы и кабалист, живший в Цфате (Страна Израиля). Известен своим комментарием к Танаху, получившим в народной традиции эпитет «святой». Указанные слова находятся в комментарии к книге Даниэль, 1:5.
[6] Ирмеягу, 2:1.
[7] См. Таанит, 9а.