Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

5

Чтобы прокормить семью, раби Шимон[1] торговал бельем. Ученики его беспокоились, что он слишком много работает. Они хотели, чтобы он целиком отдавался изучению Торы.

— Вы чересчур переутомляетесь, — сказали ученики, любившие его. — Трудно вам таскать на себе тюки с бельем из селения в селение.

Купили они ему осла. Уже после покупки они заглянули под седло и увидели, что за подкладкой спрятана дорогая жемчужина. Прибежали ученики к раби Шимону с радостной вестью:

— Посмотрите, что мы нашли в седле! Теперь вы можете совсем не работать!

— Почему? — спросил раби.

— Мы купили вам осла на базаре, и в седле оказалась дорогая жемчужина.

— А бывший хозяин знал о ней? — спросил раби Шимон?

— Нет, конечно! — радостно ответили ученики. Тогда великий раби сказал:

— Вы же покупали осла, а не жемчужину. Вот и верните ее.

Когда ученики раби Шимона вернули жемчужину ее хозяину-нееврею, рассказав о разговоре с учителем, человек этот растроганно сказал:

— Да благословен будет Б-г раби Шимона, Б-г евреев!

ДЫРОЧКА В ЗАБОРЕ

Приехал купец в дальний город товар закупать. Было у него в кошельке пятьсот золотых монет. «Если деньги при мне будут, их могут увидеть и украсть, — подумал он, — спрячу-ка их, пока не понадобится расплачиваться за товар». Нашел он укромное место, вырыл ямку в земле и спрятал в нее кошелек, не заметив, что кто-то за ним подглядывает.

Только он отошел, как тот, кто подглядывал, выбежал из своего укрытия, откопал кошелек — и был таков.

Спустя несколько дней купец пришел за деньгами, искал, искал — нет кошелька. У него сердце оборвалось. «Ой, что же делать! — застонал он. — Все мои деньги пропали!» Оглядевшись внимательно по сторонам, он заметил дырочку в соседнем заборе. «Наверно, хозяин этого дома видел, как я деньги прятал», — решил он и тут же придумал, как их обратно заполучить.

Пошел купец к хозяину дома и представился ему: я, мол, купец из дальних краев, хочу познакомиться с порядочным человеком в этом городе.

— Слыхал я, что вы человек честный, — сказал он, — и прошу вас оказать мне услугу.

— Какую? — спросил бессовестный хозяин, который, как и предполагал купец, украл кошелек.

— Дело вот в чем. Приехал я товар закупать и привез с собой два кошелька с деньгами. В одном — пятьсот золотых монет, в другом — восемьсот. По приезде я не знал никого, кому бы мог довериться. Что же я сделал? Пошел в укромное место и спрятал там кошелек. Теперь хочу спрятать и второй. Вот я и спрашиваю у вас совета:

спрятать ли его в то же место, где первый, или отдать кому-нибудь на хранение? Видите ли, у меня здесь в городе есть дальние родственники, но я боюсь им доверить, не посоветовавшись с вами, потому что не знаю, какой славой они в городе пользуются. Так что вы мне посоветуете?

Почуяв возможность завладеть и вторым кошельком, вор поспешил ответить:

— Упаси вас Б-г доверять людям, которых вы не знаете. И мне в том числе, — добавил он, чтобы не навлечь на себя подозрение. — Послушайтесь моего совета, сходите на то место, где вы спрятали первый кошелек, и посмотрите: если он никуда не делся, значит, место надежное, и лучше всего туда же и второй спрятать.

Чужеземец горячо поблагодарил за совет и сказал, что так и сделает.

Только купец ушел, схватил вор украденный кошелек, быстренько положил его на место, а сам спрятался за забором и стал подглядывать в дырочку, ожидая, когда купец придет второй кошелек прятать.

Купец же, найдя свои деньги, понял, что хитрость его удалась, очень обрадовался, забрал кошелек, и ноги его больше в этом городе не было.

А бессовестный хозяин дома так и ждет за забором, подглядывая в дырочку.

ЗАРЫТЫЙ КЛАД

Жил в небольшом городке человек, и было у него два сына. Состарившись, раздал он перед смертью все свои деньги бедным. Сыновья слова не сказали, но про себя подумали: «Почему это отец все деньги бедным раздает, а нам ничего не оставляет?»

Понял мудрый отец, что у них на уме, и сказал:

— Дорогие мои сыновья, я скоро умру. Но я собрал большое богатство — целый клад, который после моей смерти достанется вам.

— Клад! — обрадовались сыновья. — Где же он? Где клад?

Посмотрел на сыновей старик отец и сказал:

— Он зарыт у нас на большом поле, которое вы получите в наследство вместе с кладом. Когда меня уже не будет, пойдите на поле, отыщите клад и станете богачами.

Вскоре старый отец умер.

На следующий день пошли братья искать клад. Копали, копали — нет клада. Долго искали, наконец, один брат сказал:

— Гляди-ка, мы все поле уже перекопали, да так ничего и не нашли. Как были бедняками, так и остались.

— Твоя правда, — ответил другой брат, — бедняки мы и есть. Но раз уж мы перекопали все поле, давай засеем его пшеницей.

Так они и сделали. Хлеба взошли высокие. К концу жатвы у братьев оказались полные амбары пшеницы, да такой хорошей, что они выручили за нее на базаре много денег, и очень довольные вернулись домой.

По дороге старший брат вдруг остановился, посмотрел на вырученные деньги и рассмеялся:

— Так вот он где, наш клад! Его-то и имел в виду отец, когда говорил, что мы найдем клад, если перекопаем поле.

— Верно, — согласился младший, — наш труд и есть наш клад.

ВЕЩИЙ СОН

Пришел молодой человек в лавку часовщика-ювелира и говорит:

— Хочу стать золотых дел мастером, обучи меня, пожалуйста, своему ремеслу.

— А какой сон ты видел этой ночью? — спросил часовщик-ювелир.

— Снилось мне, будто получил я в наследство большие деньги.

— Сегодня ты еще не готов к обучению, приходи в другой день, — сказал ему на это ювелир.

Назавтра вернулся молодой человек, а часовщик-ювелир снова спрашивает:

— Что этой ночью тебе снилось?

— Что нашел я на дороге кошелек с деньгами.

— Не готов ты еще обучаться у меня ремеслу. Иди домой, придешь в другой раз.

Ушел молодой человек и вернулся на следующее утро. Много дней подряд часовщик-ювелир задавал ему один и тот же вопрос и, получая неподходящий ответ, советовал прийти в другой раз.

Однажды пришел молодой человек и говорит:

— Странный сон видел я этой ночью. Будто сижу я на высоком стуле, как у часовщика, а в глазу у меня увеличительное стекло. Весь день копался я в часовом механизме, до того устал, что пот с меня градом льется, застилая глаза, и руки дрожат. А дешевые часы, над которыми я корпел, будто золотыми стали!

— Вот и прекрасно, — сказал часовщик-ювелир. — Такие сны и положено видеть часовых дел мастеру и тому, кто действительно хочет им стать.

В тот день сказал он молодому человеку, что готов обучать его своему ремеслу.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Чтобы получилась мука, мельники растирают зерно между двумя огромными камнями — жерновами те камни называются. Нижний камень укреплен неподвижно, а верхний вращается на нем, и получается хорошая мука, или, как говорят, мука тонкого помола для выпечки хлеба.

Молодому человеку наскучила жизнь в местечке. Покинул он дом и отправился на заработки в большой город. Там он стал продавцом в лавке, скопил денежки и купил себе красивые наряды, хорошие ботинки, а главное — золотое кольцо с драгоценным камнем. Поехал он навестить родные края и стал прогуливаться по улице, чтобы покрасоваться перед людьми.

Все местечко сбежалось посмотреть на городского франта. Любовались его нарядом, расспрашивали об успехах в большом городе. А он расписывал, какие там богатства, костюмом хвастался, ботинками, а пуще всего — кольцом с драгоценным камнем. Так стоял он в окружении восхищенных земляков, когда подошел к нему мельник и при всех спросил:

— Скажи, пожалуйста, много ли работы может выполнить твой камень?

— Бриллиант никакой работы не выполняет, — рассмеялся новоявленный горожанин. — Драгоценный камень — не инструмент. Достаточно того, что он просто существует.

— Мне известны драгоценные камни, которые еще и работой заняты, — спокойно сказал мельник.

— Неужели? — насторожился глупый молодой человек. — Хотел бы я на них посмотреть!

— Охотно тебе их покажу, хоть сейчас, — сказал старик. — Благо далеко ходить не надо. Они побольше и подороже твоего. Пошли со мной, посмотришь.

— Они продаются? — спросил жадный молодой человек, надеясь заработать на драгоценных камнях.

Привел его мельник к себе домой и показал на мельницу, которая стояла как раз напротив.

— Видишь вон те большие камни? Жерновами называются. Они и побольше твоих бриллиантов, и подороже, да еще и работают каждый день на меня и на всех наших жителей. Не чета твоим!

БОГАЧ И ЕГО СЫН

У одного богача бьш очень ленивый сын, который терпеть не мог работать, а любил целый день бездельничать. Досыта ел, вволю пил, да еще и деньги на ветер пускал. Отец своими силами из бедняков выбился и поэтому хотел научить сына ценить и труд, и деньги. Повез он его в дальний город, определил к помещику, у которого была большая, хорошо налаженная усадьба, и договорился, что сын будет учиться хозяйство вести, а за работу в первый год получит всего сто рублей.

Зная, что у паренька богатые родители, хозяин не слишком строго с него спрашивал и хорошо с ним обходился: позволял много отдыхать и прилично одевал.

Когда год прошел, получил парнишка заработанные деньги и, вернувшись домой, отдал их отцу. Отец взял деньги, повел сына к реке и у него на глазах выбросил их в воду. А тот не очень-то задумался над странным поведением отца и совсем не огорчился из-за потери денег.

На следующий год отец определил сына к другому хозяину, который тоже положил ему за год всего сто рублей и тоже, зная о его богатых родителях, обходился с ним мягко: работой не перегружал, сытно кормил, хорошо одевал. Через год вернулся сын домой и снова отдал деньги отцу. Как и в прошлый раз, отец выбросил их в реку. Деньги пропали, а сыну и горя мало.

Теперь он уже подрос, стал высоким и сильным. На следующий год опять определил его отец к другому хозяину, но не сказал, что парень ему сыном приходится. И о заработке не договаривались, условились только, что будет обучаться юноша вести хозяйство.

С первого же дня хозяин заставлял его работать от зари до зари, кормил скверно, одевал и того хуже. Работа была тяжелой для парня, привыкшего к легкой жизни. Целый день он трудился в поте лица, а хозяин с него глаз не спускал. Только он останавливался дух перевести, как тот его лентяем обзывал и кричал:

— Ты что же, хочешь, ничего не делая, деньги получать?

Но мало-помалу привык парень к тяжелой работе. Вскоре он так хорошо ее выполнял, что хозяин иногда даже хвалил его.

Так прошел год. Одежда юноши изорвалась вконец, руки загрубели. Распрощался с ним хозяин, заплатив за весь его труд всего сто рублей. Снова вернулся парень домой, снова отдал деньги отцу и снова тот повел его к реке. Собрался уже было отец выбросить деньги, но сын схватил его за руку:

— Отец, не выбрасывай денег!

— А какая разница, выброшу я их или нет? — удивился отец. — Ты же получишь в наследство все мое богатство!

— Нет, отец, пожалуйста, не выбрасывай. Эти деньги я заработал тяжким трудом, поэтому они мне дороги.

Порадовался отец, видя, как сын переменился.

ОТРАЖЕНИЕ

Выстроил царь роскошный дворец и велел двум своим лучшим художникам расписать две противоположные стены в огромном зале для приема гостей.

— Только каждый пусть распишет по своему замыслу, не глядя на работу другого, — сказал царь.

Один живописец был трудолюбив, второй — страшный лентяй. Трудолюбивый сразу же взялся за кисть. Рисовал он долго, вкладывая в работу всю душу, день и ночь обдумывал сюжеты, делал наброски — словом, тяжело трудился. Наконец, отведенная ему стена была разрисована чудесными картинами: создание птиц и зверей при сотворении мира, сцены в раю, которые он сам придумал, красавица Сара[2] величественный Моше, библейские герои… Картины были как живые.

Второй художник бил баклуши, день и ночь кутил в компании пьянчуг и думать забыл о назначенном сроке, а когда ему напоминали, говорил:

— У меня времени — хоть отбавляй. Вот найдет на меня вдохновение — мигом все сделаю. Я не похож на моего собрата, это ему нужно работать, не покладая рук, а я гений и за один день нарисую то, над чем он будет просиживать ночами.

Так проходили день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, а тут, глядишь, и год кончается, и до назначенного срока остаются считанные дни.

Взглянув, наконец, на свою пустую стену и увидев, что противоположная уже вся расписана, схватился ленивый художник за голову. Три дня и три ночи обдумывал он, что бы такое сделать, и придумал-таки! Он даже подпрыгнул от радости.

Наутро купил лентяй оранжевой краски, выкрасил свою стену, да так отполировал, что она заблестела как зеркало.

Когда наступил назначенный срок, пригласил царь на открытие зала много знатных гостей. Войдя туда, направились они к стене трудолюбивого живописца и начали восхищаться его картинами — ничего красивее они в своей жизни не видели.

Наконец, приказал царь раздвинуть занавес, разделявший зал на две части, и все повернулись к стене ленивого художника. А на ней… те же картины! Каждая черточка, каждая точечка неотличимо похожи — ну, прямо, как две капли воды!

Царь сразу все понял, но ничего не сказал. Он даже похвалил ленивого художника за такое сходство. Однако, когда пришло время расплачиваться, царь ему отомстил.

Он велел принести два мешка золотых монет и высыпать их возле стены трудолюбивого художника — золото отразилось на противоположной стене. Указывая на нее рукой, обратился царь к ленивцу:

— Вот твое вознаграждение. Бери себе это золото, оно блестит не хуже того, что лежит у стены напротив. Только его ты и заслужил за свой труд.

ЧВАНЛИВЫЙ ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ

Однажды кузнец, сапожник, плотник, мельник и портной повстречали земледельца.

— Я самый главный, — сказал он, — и работа моя важнее вашей. Если я не буду пахать, сеять и жать, вы без пищи останетесь.

Услышав такие слова, все рассердились. На следующий день, когда земледелец работал в поле, у его телеги сломалась ось. Пришел он к кузнецу и говорит:

— Сделай милость, почини поскорей ось.

— Не стану чинить, — отвечает кузнец.

— Почему? — спрашивает пахарь. — Я в жатву без повозки как без рук.

— Говорил ты вчера, что главнее всех и работа твоя самая важная? — засмеялся кузнец. — Вот теперь всем и скажи, что земледельцу без кузнеца как без рук.

Стал его пахарь упрашивать, а тот свое твердит:

— Заяви при всех, что я без тебя могу обойтись, — починю.

Пришлось-таки земледельцу заявить во всеуслышание: «Кузнец без земледельца обойтись может, а остальные — нет». Тогда кузнец починил ось.

А сапожник, плотник, мельник да портной сердились по-прежнему.

Наступила пора собирать урожай. Приходит пахарь к сапожнику и просит сшить сапоги.

— Не буду, — говорит сапожник.

— Почему же? — спрашивает пахарь. — Каково мне босиком по колючей стерне ходить!

— Скажи при всех, что сапожник обходится без земледельца, — сошью, — засмеялся сапожник.

Делать нечего, пришлось чванливому пахарю заявить, что не только кузнец, но и сапожник без земледельца обходится, а остальные — нет.

Когда миновала пора жатвы, пришел земледелец к мельнику и просит зерно смолоть.

— Не буду, — говорит мельник, — сначала заяви при всех, что и мельник без земледельца обходится.

Пришлось тому снова при всем народе признать: не только кузнец да сапожник, но и мельник без земледельца обходится.

Так было и с плотником, и с портным, пока, наконец, совсем пристыженный земледелец не заявил перед всем городом:

— Как всем не обойтись без земледельца, так и земледельцу не обойтись без всех.

ЕСТЬ НУЖНО ВСЕМ

Во время большого голода раби Йегуда Ганаси[3] распахнул двери своих амбаров и сказал:

— Пусть входят в мои закрома только те, кто изучает священные книги — Тору и Талмуд. Я накормлю их и буду поддерживать во время голода. А кто священных книг не знает, ничего от меня не получит.

Тут пробрался через толпу его ученик раби Йонатан бен Амрам, переодетый крестьянином, и предстал перед раби Йегудой, который не узнал его.

— Накорми меня, учитель, — взмолился он.

— Дорогой мой, ты Пятикнижие изучаешь? — спросил раби Йегуда Ганаси.

— Нет, — ответил ученый, выглядевший простым земледельцем.

— А Талмуд?

— Нет.

— Тогда я не могу тебя накормить, — сказал раби

Йегуда. — Я обещал поддерживать только тех, кто изучает священные книги.

— Дай мне хоть самую малость, — снова попросил Йонатан. — Не больше, чем собаке или птице.

Сжалившись над голодным, велел раби Йегуда Ганаси своим работникам накормить его.

Когда Йонатан ушел, спохватился раби Йегуда, что нарушил свое слово. Но сын его, раби Шимон, заметил:

— Мне показалось, что этот крестьянин похож на твоего лучшего ученика — Йонатана бен Амрама, того самого, что дал зарок не пользоваться никакими благами за то, что изучает Тору. Он хочет знать ее ради нее самой, а не ради тех благ, что дает ее изучение.

Раби Йегуда Ганаси проверил догадку сына, и оказалось, что тот был прав. Тогда раби Йегуда заявил:

— Отныне пусть в мои амбары входят все: и ученые, и простолюдины. Пусть берут мое зерно, и я буду всех кормить, пока оно не кончится.

КАКОВО БЫТЬ БЕДНЫМ

Холодной зимней ночью жена сапожника ia ребенка. Сапожник был так беден, что ему не на что было купить ни хлеба, ни дров. Побежал он к раввину. Тот, как обычно, сидел над Торой. Излил перед ним сапожник свою душу.

— Я и сам беден, — сказал раввин, — ничем не могу тебе помочь. Пойдем к одному из богачей нашего местечка, посмотрим, не поможет ли тебе он.

Подошли они к роскошному дому самого богатого человека в местечке и постучались в дверь.

— Кто там? — спросил сонным голосом богач.

— Это я, раввин.

Богач встал с постели, быстренько оделся и открыл дверь.

— Входите, раби, — любезно пригласил он.

— Да нет, спасибо, — сказал раби, — давайте поговорим здесь.

— Зачем же, — возразил богач, — на дворе собачий холод, у меня зуб на зуб не попадает.

— Времени жаль, — сказал раби, — дело у нас срочное.

— Хотя бы дверь закройте, — раздраженно сказал богач, — не переношу такого холода.

Начал раби рассказывать про Тору, котрая велит помогать бедным, про Аврагама и трех его гостей, приводил слова пророка Йешаягу[4] напоминал, чему учили другие пророки, что написано в Талмуде, что сказано в мидрашах, вспоминал разные случаи из жизни, приводил нравоучительные примеры…

— Раби, переходите к делу, — не выдержал богач, — я помираю от холода!

— Так в этом же все дело и состоит, — оживился раби. — У вас всего несколько минут дверь открыта, и вы уже замерзаете, а каково приходится этому бедняку! Жена у него только что родила, а ему нечем отопить дом, детишки сидят голодные. Видите, насколько ему хуже, чем вам! Вы и пяти минут лишений не можете выдержать, а он терпит их всю жизнь!

Дал богач сапожнику много денег, и тот с раввином разошлись по домам, радуясь, что не нарушена заповедь помогать ближнему.

РАМБАМ[5] И СЛЕПЕЦ

Султан Салах ад-Дин[6] очень ценил великого ученого Рамбама и предпочитал его всем своим лекарям. Рамбам был врачом, и когда султану случалось захворать, он обращался только к нему. Поэтому арабские врачи при дворе страшно завидовали Рамбаму.

— Слыханное ли дело, чтоб еврей стал главным лекарем при султане! — перешептывались они между собой.

Эти завистники из кожи вон лезли, стараясь восстановить султана против Рамбама. Но султан над ними только посмеивался.

Однажды велел он созвать всех своих лекарей во дворец. Один из них почтительно поклонился и сказал:

— Великий султан, завтра утром вы увидите чудо. Мы, лекари, — он посмотрел только на арабских медиков, тщательно избегая взглядом Рамбама, — приведем к вам человека, слепого οт рождения. Мои уважаемые собратья и я беремся сделать несчастного зрячим.

Рамбам с любопытством слушал его и сначала ничего не говорил, но затем, хорошенько подумав, поклонился султану и сказал:

— Ваше высочество, такого быть не может. Если человек родился слепым, его нельзя сделать зрячим.

Султана забавляли раздоры между его лекарями, и он сказал:

— Завтра всем снова собраться здесь, поглядим, что будет.

На следующее утро все явились к султану. Хвастливый арабский врач привел слепого и в присутствии всех спросил его:

— Скажи, добрый человек, ты слеп от рождения?

— Да, господин мой, от рождения не видел я белого света.

Обвел лекарь взглядом собравшихся и сказал:

— Все слышали?

Затем он достал бальзам и начал осторожно втирать его в веки слепца. Слышно было, как муха пролетает, — такая стояла тишина.

Вдруг слепой открыл глаза, его печальное лицо прояснилось, он подпрыгнул от радости и закричал:

— Благословен Аллах — я вижу! Вижу! Великий Аллах, благословенно Имя Его, я вижу!

Собравшиеся разразились громкими рукоплесканиями. Только Рамбам стоял молча и не хлопал. Все взгляды обратились к еврейскому врачу: почему он не разделяет общего восторга?

Тогда Рамбам встал, не спеша достал из кармана красный носовой платок и стал размахивать им перед глазами прозревшего.

— Ну, добрый человек, ты был слепым, а теперь стал зрячим, так не можешь ли мне сказать, какого цвета этот платок?

— Конечно, могу, — уверенно ответил тот, — красного. Рамбам повернулся к султану и, низко поклонившись, сказал:

— Великий султан, этот человек говорит, что был слеп от рождения. Откуда же ему знать, какого цвета платок? Люди не рождаются со знанием цветов, они постепенно научаются их различать; не может слепой от рождения знать, что платок красный.

Тут султан и все присутствующие поняли, что «прозревший» — лжец и обманщик.

РАБИ ШИМОН БАР ЙОХАЙ[7]

Рим так жестоко преследовал ученых талмудистов, что жизнь их все время висела на волоске. Но, несмотря на смертельный страх, они продолжали изучать Тору, скрываясь в пещерах, погребах и других укромных местах.

Тринадцать лет раби Шимон бар Йохай с сыном Эльазаром прятались в пещере. В ней чудесным образом выросло рожковое дерево и забил источник.

Все эти годы отец с сыном занимались только изучением Торы, а чтобы не умереть с голоду, питались рожками. Одежду же они сохраняли, надевая ее только во время молитвы, в остальное же время сидели, зарывшись в песок.

Через тринадцать лет дошла до них радостная весть: прекратились гонения на евреев, соблюдавших веру предков.

Вышли они из пещеры, и глазам стало больно от солнечного света, который они не видели столько лет.

Раби Шимон бар Йохай и его сын увидели, что повсюду люди пашут, сеют. Но куда бы они ни бросили взгляд, везде земля высыхала, поля начинали дымиться и выбрасывать языки пламени — такая сила появилась в раби Шимоне и его сыне от долгого изучения Торы.

И тогда донесся Голос с Небес: «Для того ли вы постигали всю ее мудрость, изучали Мои законы, набирались знаний, чтобы сжечь Мою прекрасную землю? Если вы вышли из пещеры, чтобы разрушать, — возвращайтесь в нее обратно!»



[1] Р. Шимон бен Шатах — известный ученый, глава Сангёдрина -Совета мудрецов Торы (1 в. до н.э.).

[2] Сара — праматерь еврейского народа, жена Аврагама. Тора рассказывает о ее необычайной красоте.

[3] Р.Йегуда Ганаси — великий мудрец, составитель Мишны свода законов Устной Торы (III в.).

[4] Йешаягу — пророк, живший во времена царя Хизкиягу (VI в. до н.э.).

[5] Рамбам — р.Моше бен Маймон (1135 — 1204), великий раввин, философ, знаменитый врач, автор многих трудов по еврейской религии, которые изучают и по сей день.

[6] Салах ад-Дин — египетский султан (XII в.).

[7] Р. Шимон бар Йохай — великий ученый, праведник и чудотворец (II в.). Автор книги «Зогар», в которой излагается Кабала.