Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

3

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

 — Что толку в еврейской религии? — спросил мыловар.

Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему все так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят — ребенок в сточной канаве играется. Весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

— Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло людей от грязи отмывает, а он весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

— Но, раби, — возразил мыловар, — не может помочь мыло, если им не пользоваться.

— Верно! — оживился раввин. — Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать ее изо дня в день всю жизнь!

РАБИ ЛЕВИ-ИЦХАК ИЗ БЕРДИЧЕВА

Потрясенный страданиями своего народа, раби Леви-Ицхак из Бердичева обратился однажды к Б-гу с такой молитвой:

Доброе утро, Владыка мира!

Я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары, обращаюсь к Тебе с претензией.

Чего Ты хочешь от возлюбленных Тобой сынов Израиля?

Только и есть, что «Повелеваю сынам Израиля…»,

«Приказываю народу Израиля…»

Милостивый Отец, на свете столько других народов

— русские, немцы, англичане…

И все они говорят: «Наше царство — всем царствам царство!

Наш император — всем императорам император!» А я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары, говорю: Да славится и да святится великое Имя Его! И еще говорю я, Леви-Ицхак из Бердичева, сын Сары:

Не сдвинусь я с этого места,

Пока не прекратятся наши страдания,

Пока не придет им конец…

Да славится и святится Имя Всевышнего!

СИЛА ВЕРЫ

Когда евреев изгоняли из Испании, несчастья так и сыпались на них одно за другим.

На судне с беженцами разразилась эпидемия чумы. До этого капитан пообещал найти пассажирам-евреям убежище в одной из мусульманских стран, где изгнанников не будут преследовать. Однако, напуганный чумой, он высадил их на необитаемом острове. Большинство из них там и умерли — от чумы, от голода, от горя.

А некоторые все же выстояли, одолели смерть в надежде наладить новую жизнь где-нибудь в таком месте, где их не будут трогать и дадут им спокойно молиться Б-гу.

Один еврей со своим семейством продержался много дней. Но потом умерла жена, а вслед за ней и маленький сын. Стойкий муж и отец не выдержал и в великом горе воскликнул:

— Владыка мира, Ты делаешь все, чтобы отнять у меня веру. Но позволь Тебе сказать раз и навсегда: я еврей и евреем останусь. Каким бы страданиям Ты меня ни под-вергал — веры я не утрачу! Делай, что хочешь — я по-прежнему буду уповать на Тебя!

ПОЧЕМУ Б-Г СОЗДАЛ ТОЛЬКО ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Почему Б-г создал только одного человека — Адама, — а не многих? Чтобы показать, что в одном человеке как бы весь мир заключен. А еще Он хотел внушить роду людскому, что убить даже одного человека — все равно что разрушить целый мир, и вина убийцы одного человека не меньше вины разрушителя целого мира. Так же и со спасением одного человека: это то же самое, что спасти весь род людской.

СО ВСЕХ КОНЦОВ ЗЕМЛИ

Когда Б-г решил создать человека из праха земного, Он повелел ветрам сдуть прах со всех концов света в одно место, чтобы одни люди не могли сказать: «Из нашей земли был создан первый человек», а другие не сказали бы: «Нет, из нашей!»

Б-Г — ТВОРЕЦ

Посмотри, сколько животных на свете — сколько зверей, сколько рыб, сколько птиц…

А похож ли чей-то голос на голос другого? И походит ли кто видом своим на другого? А разве чувства различных существ сходны между собой? И вкусы одних разве подобны вкусам других?

Почему же ни голосом, ни видом, ни чувствами, ни вкусом не сходны между собой живые существа?

Затем, чтобы ты понял величие Царя царей, Единого, Святого, да будет Он благословен. Он сотворил каждого из нас похожим на первого человека, и все же между собой мы не схожи.

Потому и сказано: «Как велики деяния Твои, о, Владыка!»

СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Когда Всемогущий задумал создать Адама, первого человека, между ангелами вышел спор.

Б-г сел на Свой святой трон, ангелы собрались вокруг Него, и Он сказал: «Сотворим человека по нашему образу».

И обратились ангелы-хранители к Б-гу, да будет Он благословен:

— Всемогущий Б-г, Ты создал землю и небо, сушу и моря, растения и животных. Ты сотворил небесных слуг, чтоб служили Тебе по всей вселенной, исполняли бы волю Твою и славили Твое Святое Имя. Зачем создавать еще и человека во плоти?

Ангел-хранитель дня сказал так:

— Придет время, когда человек затмит ясный свет темными делами своими да грехами, и повсюду наступит тьма.

— Настанет время, — сказал ангел-хранитель ночи, — когда человек опозорит ночь. В ночи он будет творить свои преступления — грабить, воровать, злодействовать, калечить и убивать.

— Наступит час, — сказал ангел-хранитель солнца, — когда человек примет солнце за Б-га и начнет ему поклоняться, а Б-га истинного и замечать-то не будет.

— Придет время, — сказал ангел-хранитель луны, — когда человек и луне начнет служить, как Б-гу, позабыв истинного Владыку.

— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель огня, — человек будет разрушать прекрасный мир своими ссорами, распрями, ложью, клеветой, обманом, сплетнями и предательством — вот мир и разрушится, как от пожара.

Настанет время, — сказал ангел-хранитель воды, — когда человек отравит воду, будет смывать ею грязь и бросать в нее нечистоты.

— Придет время, — сказал ангел-хранитель снега, -и человек замарает все белое, запятнает все чистое, замутит все прозрачное.

— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель ветра, — человек подчинит себе ветер, заставит его надувать паруса своих кораблей, вертеть крылья своих мельниц, делать за себя всякую работу.

— Наступит час, — сказал ангел-хранитель земли, — когда человек прикажет земле пойти к нему в услужение, выроет в ней ямы, канавы, траншеи и шахты, будет извлекать из нее золото и серебро, медь и железо. Он станет жадно хватать все, чем она богата, изрежет ее каналами, проложит в ней трубы, сгноит ее, зарывая в нее своих мертвых.

— Когда-нибудь человек истребит все леса, — сказал ангел-хранитель лесов. — Он вырубит их, чтобы строить и отапливать дома. Обдерет все деревья, и насекомые разбегутся, а птицы останутся без гнезд. Он возведет себе жилища, и печи закоптят воздух, а дым заслонит небо.

— Человек будет портить и уничтожать все, что зеленеет и цветет, — сказал ангел-хранитель растений. — Он будет мять траву и ломать кустарники, срезать нежные бутоны, не дав им распуститься, продавать цветы поштучно за жалкие гроши; понюхает цветок разок-другой и выбросит на помойку.

— Придет время, — сказал ангел-хранитель земной твари, — когда человек станет помыкать тварью на земле и птицами в небесах. Скотину будет убивать, сдирать с нее шкуру и продавать. Будет пить ее молоко, есть ее мясо — только бы набить свою утробу!

— В грядущие времена, — сказал ангел-хранитель мира среди людей, — человек будет вести губительные войны, истреблять народы огнем и мечом, употребит все свои познания, чтобы придумать страшное оружие, превратит все в руины и хаос, а вдовам и сиротам не будет числа.

— Настанет время, — сказал ангел-хранитель вина, — и человек превратит виноград в хмель и будет, опьянев, непристойно вести себя, забыв о служении Б-гу.

И тогда Б-г ответил:

— Видя в человеке только плохое, вы и судите его сурово. Я же в нем вижу еще и хорошее, а потому суд Мой милосерден. В грядущие времена, — продолжал Всемогущий, — человек будет вместе со Мной созидать. Он будет снова и снова переделывать мир, как это делал Я, и наступит такой день, когда он останется доволен трудами рук своих. Мне же от человека нужно только одно: чтоб, восхваляя Меня, сам совершенствовался и совершенствовал созданный Мною мир.

Человек будет пахать и сеять, собирать урожай и молоть зерно — от земли он будет кормиться.

Он будет стричь овец, выращивать лен и делать себе одежду, которая защитит его от холода.

Он будет печь и варить, жарить и солить и дойдет до вершин поварского искусства.

Он будет сажать плодовые деревья и наслаждаться тенью лиственных, разведет виноградники и чудесными винами будет веселить сердца людей и Б-га. Он разобьет фруктовые сады и овощные грядки — и земля преподнесет ему свои дары.

Он построит деревни и города, и людей на земле станет больше.

Он осушит моря и проведет в пустыни воду.

Он будет управлять волнами и проложит морские пути.

Он спустится на морское дно за жемчугом и другими сокровищами, которые радуют глаз и приумножают людские познания.

Он разгадает секреты вселенной и тайны Творения. Он высечет воду из скалы и огонь из кремня. Из земли он будет добывать себе топливо.

Слова свои разошлет он на крыльях ветра, и будет звучать его голос от края до края вселенной.

Он выпустит песню на волю и сочинит музыку, какой еще не слыхивали ни на небесах, ни на земле.

Он признает Мое владычество, восславит Единого Б-га и доброту земли, созданной Творцом.

Он будет исполнять Мои заповеди и совершать добрые дела.

Он будет следовать Моей Торе и приобщать к ней других.

Он будет стоять на страже справедливости, он накормит голодных, оденет нагих и даст приют бездомным.

Он будет ухаживать за больными, утешать страждущих, хоронить усопших; не даст в обиду ни вдов, ни сирот.

Он положит начало многим поколениям мудрецов, знатоков Торы и ее переписчиков. Их трудами разойдется она по всему миру, и ее все возлюбят.

Тогда приблизились ангелы к великому трону Б-га и сказали:

— Творец вселенной, хочешь создать человека — воля Твоя. Но если Ты создашь его по нашему подобию, чем же он будет от нас отличаться?

На это Б-г ответил:

— Человеку предстоит проделать долгий путь к совершенству, прежде чем он уподобится ангелу. Но как мы будем счастливы потом, когда, придя на землю, услышим из его уст мудрые слова Торы! Тогда ему еще не раз представится случай поучить вас, жителей небес. И тогда вы возрадуетесь и скажете: «Он превзошел нас в мудрости!» И Б-г создал человека.

ОХОТНИК И ПТИЧКА

В давние времена жил один охотник. Мнил он о себе невесть что и так уверенно бахвалился перед людьми, что они поверили, будто и впрямь наделен он необычайными свойствами, и стали обращаться к нему за советами по всяким поводам. Если совет помогал, похвалялся охотник, что получил его от самого Б-га, а если вредил — сваливал вину на того, кто к нему обращался. «Совет-то мой был хорош, — говаривал он, — да ты меня неверно понял, вот и не пошел он впрок».

Однажды отправился охотник в лес и расставил сети на птиц. Вскоре попалась в них красивая птичка. Она умела разговаривать человеческим языком и сказала охотнику так:

— Ты поймал меня, о, великий охотник. Но зачем я тебе? Что толку в птичке-невеличке? Продашь меня -много не выручишь, сам съешь — убедишься, что мясо мое не очень-то вкусное. Если же надумал ты посадить меня в клетку и выставить напоказ, то, клянусь, я опозорю тебя перед всеми людьми. Расскажу им, какой ты хвастун. А воры придут — покажу, где ты прячешь свое богатство. Зато, если ты отпустишь меня на волю, позволишь вернуться в далекий край, откуда я прилетела, я дам тебе три совета, которые пригодятся тебе на все случаи жизни.

Охотник, как вам уже известно, очень гордился своим мнимым умением давать людям советы, так что птичка задела его за живое.

Желая проверить ее мудрость, он сказал:

— Ладно, будь по-твоему. Отпущу тебя на волю, но сначала дай мне свои хорошие советы. На это мудрая птичка ответила:

— А что, если ты меня обманешь? Я раскрою тебе мои секреты, а ты возьмешь да и не отпустишь меня. Нет уж, сначала поклянись, что сдержишь свое слово.

Охотник поклялся.

Тогда птичка сказала:

— Садись под дерево и слушай мои наставления, которые тебе пригодятся на всю жизнь. Во-первых, запомни: никогда не старайся вернуть упущенного, как бы тебе того ни хотелось. Что упущено, то пропало. Во-вторых, если станут тебе рассказывать всякие небылицы, не верь в них — только дураки на них падки. И, в-третьих, не берись за непосильное дело — добром это не кончится.

Выслушал охотник все наставления и подумал про себя: «А птичка-то и впрямь не глупа!» И решил он еще поднабраться от нее мудрости.

— А не знаешь ли ты и другие секреты? — спросил он. — Не поучишь ли меня еще уму-разуму?

— Знаю я еще одну мудрость, — ответила птичка, — но сначала ты выполни свое обещание, отпусти меня на волю, а уж тогда я тебе раскрою секрет.

Охотник так и сделал. Взмахнув крылышками, вылетела птичка из сетей и, усевшись на самой верхней ветке, сказала:

— Глупый ты человек! Дал мне улететь, а у птиц моей породы в сердце спрятаны редчайшие драгоценности! Даже в царской короне таких нет.

И птичка весело защебетала, насмехаясь над чванливым охотником.

Вы, конечно, представляете себе, в какую ярость пришел охотник, упустив такую добычу. Он полез на дерево, добрался до нижней ветки, стал карабкаться дальше, чтобы снова поймать птичку, но сорвался и, падая, сломал ногу. Охая от боли, он едва встал.

А птичка засмеялась и сказала:

— Вот видишь, как я была права! Говорила же тебе: упущенного не вернуть, и не старайся. А ты, выпустив меня из сетей, решил поймать снова. Во-вторых, предупреждала я тебя: не верь небылицам. А ты, глупец, поверил, что в сердце у меня спрятан клад. Да это же сущая небылица! Б-г никогда не создавал ничего подобного. И в-третьих, я тебя предостерегала: не берись за непосильное дело. А ты полез на дерево. Ты же всего лишь человек, и место твое на земле. Стоит тебе от нее оторваться — и нет в тебе силы. А ты решил взобраться на недоступную тебе высоту, да еще птичку поймать! Ведь только для птиц Б-г проложил небесные пути.

И, взмахнув крыльями, улетела птичка далеко-далеко, оставив охотника наедине с его думами.

В ЧЕМ ЖЕ КРОЕТСЯ ИСТИНА?

Царь одной из тех земель, через которые шли евреи по пути в Эрец-Исраэль, был наслышан о величии Моше, о его скромности, о том, какие у него мудрые законы, как получил он повеление стать вождем, как глубока его вера в милосердие Б-га.

Захотелось царю иметь у себя портрет такого великого человека. Послал он к евреям придворного живописца и приказал ему нарисовать Моше.

Живописец честно и долго трудился и, наконец, принес царю портрет. Посмотрел царь — и глазам своим не поверил! Художник изобразил человека слабого, замкнутого — такой никогда не смог бы освободить великий народ от рабства и повести его в далекую землю.

Послал царь другого живописца нарисовать Моше -опять то же самое! Разгневался царь на своих художников и в ярости закричал:

— Да что же это такое! Не может великий Моше быть таким, каким вы его нарисовали!

— И все же, — осмелились возразить художники, — таков он и есть.

Услышав об этой истории, Моше решил отправиться к царю. Он попросил показать ему портреты, долго смотрел на них, а потом сказал, что оба очень хороши.

— Тебе они нравятся? — удивился царь. — Да ты же великий муж с высокими помыслами, а на портретах изображен человек слабый, замкнутый…

— Твои живописцы изобразили меня верно, но не таким, каков я сейчас, а таким, каким я был, — пояснил Моше. — К сожалению, я родился человеком слабым и поначалу был равнодушен к страданиям других. Но потом, когда я заметил в себе недостатки, я постарался от них избавиться. Я так старался, что изменился полностью. Почему же твои живописцы изобразили меня таким, каким я был когда-то, а не теперь? Да потому что у них у самих есть недостатки, от которых им следует постараться избавиться. Дело в том, что они видят людей с плохой стороны. Наша Тора может помочь им стать лучше: она учит милосердию и чуткости, она помогает видеть в людях то хорошее, что в них заложено.

«ПОЧТЕННЫЙ» НАРЯД

Давным-давно жил человек по имени Азарья. И он, и жена его были людьми честными, порядочными, но бедными.

Родился у них сын, и все соседи пришли по такому случаю с подарками. А лучший подарок принес очень богатый человек, любивший Азарью и его жену. Он подарил отрез самой дорогой в мире ткани. Жена заперла его подарок в сундук. «Когда сын подрастет и выйдет в свет искать свое счастье, — решила она, — я сошью ему замечательный наряд, и на праздник Песах он наденет его и пойдет гулять».

Мальчик поднос, стал на редкость красивым юношей, но по бедности носил круглый год старую, рваную одежду. Однажды самый большой богач в городе позвал всех на пиршество по случаю своего пятидесятилетия. Пришел к нему и сын Азарьи.

Когда он вошел в зал, никто не предложил ему сесть, не пригласил к столу. Огорчился юноша таким приемом и тут же ушел. Придя к матери, он рассказал ей, как было дело.

— Не расстраивайся, сынок, — сказала она, — погоди немного, достану сейчас такой роскошный наряд для тебя, что все гости вместе с хозяином начнут тебе кланяться.

Вынула она из сундука кафтан, что сшила из дорогой ткани, и надела на сына.

Вернулся он в дом богача. Едва завидев его, тот поднялся, поклонился ему и сказал:

— Входи, красивый юноша, входи. Садись рядом со мной, ешь и пей, сколько душе угодно.

Сел юноша по правую руку от хозяина, снял роскошный кафтан и положил его прямо на блюдо с яствами, которое богач велел ему подать.

— Угощайся, пожалуйста, мой почтенный кафтан, ешь и пей до отвалу, — сказал юноша.

Опешили хозяин и гости — что за странное поведение!

— Что это значит? — спросил изумленный хозяин. — Почему ты разговариваешь с кафтаном?

— Очень просто, — ответил юноша. — Дважды я приходил к тебе в дом разделить с тобой веселье, но первый раз, когда я пришел в старой и рваной одежде, ни ты, ни твои гости даже не взглянули в мою сторону. Никто не предложил мне ни поесть, ни попить. Когда же во второй раз я пришел в новой одежде, дело приняло совсем другой оборот. Ты усадил меня рядом с собой, все на меня смотрели, каждый старался угодить мне. Вот я и решил попотчевать мой кафтан, раз не меня, а его пригласили к столу, не мне, а ему оказали почет.

Богач и его гости покраснели от стыда. А гордый юноша встал и, не притронувшись к яствам, ушел в свой бедный дом, где превыше всего ценилось человеческое достоинство.

ПРИНЦЕССА И РАБИ ЙЕГОШУА[1]

Раби Йегошуа бен Хананья был на редкость образованным, но, к сожалению, столь же некрасивым человеком. Дети иногда даже пугались его. Однако ученость, ум и мудрость снискали ему уважение самого императора Траяна[2]. В какой-то раз, когда он был приглашен ко двору, одна из принцесс стала насмехаться над его безобразной внешностью.

— Такая блестящая мудрость и в таком убогом сосуде! — сказала она.

Раби не смутился и ответил:

— Скажи мне, принцесса, в каких сосудах хранит твой отец дорогие вина?

— В глиняных, разумеется, — сказала принцесса. — Все держат вина в глиняных кувшинах!

— Неужто? — усомнился раби. — Только простой люд держит их в таких убогих сосудах, а царским винам подобает храниться в более дорогой посуде.

Приняла принцесса его слова за чистую монету и приказала перелить дорогие царские вина в золотые и серебряные кувшины. К большому своему удивлению, она вскоре узнала то, что всем давно известно: если хранить вино в металлической посуде, будь она хоть из золота, оно быстро скисает, и его в рот нельзя взять.

Когда в следующий раз принцесса увидела раби Иегошуа, она стала подтрунивать над ним:

— Ну и совет ты мне дал! Знаешь, что случилось с хорошим вином? Оно скисло!

— Ну, теперь ты сама убедилась, что лучше всего вино сохраняется в простом, неказистом сосуде, — сказал раби Иегошуа. — Так же и с мудростью, и с познаниями.

— Но позволь, — возразила принцесса, — я знаю многих людей, которые не становятся глупее оттого что они пригожи.

— Так-то оно так, — ответил ученый, — но, возможно, они были бы еще умнее, не будь они столь красивы.

СТЕКЛО И ЗЕРКАЛО

Один богатый, но скупой человек не считал, что нужно помогать тем, кто беднее его. Однажды позвал его к себе раввин и спросил:

— Поможешь бедной семье? Этим людям не на что купить ни хлеб, ни лекарства.

— Нет, — ответил богач, — не хочу раздавать свое добро. Вышел раввин в другую комнату и вернулся оттуда с ручным зеркалом.

— Посмотри в зеркало и скажи, что ты в нем видишь, — сказал он.

Богач рассмеялся:

— То же самое, что увидел бы во всяком другом зеркале: свое отражение.

— А теперь, — сказал раввин, — посмотри в окно и скажи, что ты видишь на улице.

— Ничего особенного, — сказал богач, глядя в окно. — Улица как улица. Вон женщина спрашивает, как пройти куда-то. Ребенок играет в капитана, ведущего корабль. Люди сидят на скамейке и о чем-то беседуют. Старик переходит дорогу, опираясь на палку. И зачем тебе понадобилось, чтобы я смотрел на улицу? Ничего особенного там не происходит. Обычная жизнь.

— Вот-вот, — воскликнул раввин, — как раз это я и хотел тебе объяснить. Глядя в окно, человек видит жизнь, а глядя в зеркало — себя. Зеркало — всего лишь кусок стекла, такого же, как в окне. Но с обратной стороны оно покрыто серебром, которое заслоняет от тебя все на свете. Поэтому ты и видишь только себя. Так же и с твоим богатством. Оно, как серебро на зеркале, мешает тебе разглядеть, что происходит вокруг — на улице, в домах бедняков, в синагоге. Не смотри в зеркало своих богатств, смотри в оконное стекло — и ты увидишь настоящую жизнь.

Смущенно потупился богач, а раввин вышел из комнаты, оставив его наедине со своими мыслями.



[1] Р.Йегошуа бен Хананья — один из величайших еврейских мудрецов (I-II вв.), часто бывал в Риме как посланник еврейской общины Земли Израиля.

[2] Траян — римский император из династии Антонинов, современник р.Йегошуа.