ГИЛЕЛЬ
ЙОХАНАН БЕН ЗАКАЙ
АКИВА
РАБИ ЙЕРУДА-ГАНАСИ
ИСТОРИЯ ГИЛЕЛЯ
НА КРЫШЕ ШКОЛЫ
Со времен Эзры в Иерусалиме существовали академии, где изучали и толковали Тору.
Как-то в субботу в одной из академий ученые раввины изучали очередную главу Торы и, увлекшись, не заметили, как наступило утро. В эту ночь в Иерусалиме выпал снег, что случалось крайне редко. Когда раввины обнаружили, что засиделись до утра, они удивились, что из окна, которое находилось на потолке, не видно света.
— Почему темно за окном, ведь сейчас уже позднее утро?
Тогда они увидели, что окно заслоняет какой-то предмет. Они поспешили выйти и подняться на крышу. Крыша была бела от снега. В том месте, где было окно, они обнаружили закоченевшего до потери сознания юношу, покрытого слоем снега.
- Это тот самый юноша, который всегда так внимательно слушает на занятиях, — узнал его один из раввинов. — Он из Вавилона.
Юношу тут же принесли в дом. Несмотря на то, что была суббота, они разогрели над огнем масло и принялись растирать его. Наконец он открыл глаза и с удивлением взглянул на своих спасителей.
— Мы нашли тебя на крыше без сознания, под слоем снега, - объяснили они. - Как ты там оказался?
И юноша рассказал, как все это случилось. Его звали Гилель. Он родился в Вавилоне. В Иерусалим он пришел, чтобы изучать Тору. Чтобы заработать себе на жизнь, он нанимался к людям колоть дрова. Получал он за свою работу гроши, из которых половина уходила на жизнь и пропитание, а вторую половину он отдавал привратнику за вход в академию. Накануне Гилелю не удалось ничего заработать и привратник не пустил его в академию.
- Я страстно желал слушать ваши толкования. Для меня они были, как слова Б-га живого. И тогда я взобрался на крышу и слушал вас через окно. Я был очень утомлен и голоден и поэтому сон сморил меня. И я не почувствовал, что снег засыпает меня.
Тут он заметил на огне сосуд с горячим маслом и с горечью воскликнул:
- О, Б-же, из-за меня вы нарушили субботу!
- Спасение жизни человека не считается нарушением субботы, — возразили раввины. — Тем более ради такого человека как ты, Гилель.
С того дня, по велению раввинов, привратник пускал Гилеля в академию, не взимая с него плату за вход.
Все свое время Гилель посвящал учению. Вскоре он знал наизусть все законы Торы, как записанные, так и устные. Он также не забыл ни единого слова, что услышал от своих учителей. Теперь он спокойно мог возвратиться домой, в Вавилон.
Прошло много лет и вот Гилель вновь пришел в Иерусалим, теперь уже с женой и детьми. Был праздник Пе-сах. Евреи со всех концов Иудеи, а также из далеких стран - Вавилонии, Египта, Греции, Рима - шли в Иерусалим в святой Храм, чтобы вместе молиться в праздник.
Известнейшие знатоки Торы в те дни ломали голову над вопросом, касающимся правил празднования Песаха. Никто из них не мог найти правильное решение. Из великих раввинов, учителей Гилеля, никого уже не осталось в живых, теперешние же толкователи и учителя Торы не помнили этого закона и приходили к противоположным мнениям. Близился праздник, а ответа на этот вопрос не было. И тут кто-то сказал:
— Сейчас находится в Иерусалиме Гилель из Вавилона. Он когда-то учился у наших великих учителей. Может быть, он сможет нам помочь.
Послали за Гилелем. И он сразу же разрешил мучивший всех вопрос. Тогда раввины, возглавлявшие академию, встали перед ним и сказали:
- Ты знаешь куда больше нас, ты достоин быть нашим учителем.
И они попросили его остаться в Иерусалимской академии, чтобы возглавить ее.
ПРОИГРАННЫЙ СПОР
В большом каменном зале Иерусалимского Храма сидели семьдесят человек — ведущие знатоки Торы, священники, судьи. Это почетное собрание называлось Сан-гедрин. Возглавляли Сангедрин два всеми почитаемых раввина — Гилель и Шамай. Они были похожи во многом: в непревзойденном знании Торы, в непреодолимом желании нести эти знания еврейскому народу, в заботе о том, чтобы все евреи исполняли заповеди Б-га. Тем не менее они очень отличались друг от друга. В то время как Гилель был человеком мягким и снисходительным, Шамай был нетерпеливым и вспыльчивым.
Как-то один человек поспорил со своим приятелем на четыреста зуз (это были большие деньги в те времена), что сумеет вывести Гилеля из себя. Он пришел к Гилелю незадолго до наступления субботы, Гилель был занят приготовлениями к приходу субботы и должен был очень спешить.
— Что тебе угодно, сын мой? — спросил Гилель.
— Я прошу тебя ответить на мой вопрос.
— Спрашивай, — сказал Гилель.
— Почему головы уроженцев Вавилона неправильной формы? — спросил человек. Этим вопросом он думал вывести Гилеля из себя, зная, что он родом из Вавилона. Но Гилель спокойно ответил.
— Это хороший вопрос. И ответ на него такой: в Вавилоне не умеют правильно принимать роды.
Посетитель сделал вид, что уходит, а через минуту он вновь постучался. И снова Гилель вышел к нему спокойный.
— Гилель! У меня есть к тебе вопрос
— Спрашивай, — сказал Гилель.
— Почему у жителей Тадмора слезятся глаза?
— И этот вопрос хороший. Эти люди живут в стране, где много песков и ветров. И ветер засыпает им песок в глаза.
Неутомимый посетитель через минуту предпринял еще одну попытку.
В третий раз Гилель подошел к двери.
— Ответь мне еще на один вопрос.
— Спрашивай.
- Почему у жителей Африки широкие ступни?
- В Африке много болот, от хождения по болотистой земле ступни становятся широкими.
Посетитель, отчаявшись выиграть спор, воскликнул:
— Это ты — Гилель, возглавляющий Сангедрин?
- Я, - ответил Гилель.
— Да не родятся больше в Израиле подобные тебе!
- Почему, сын мой? - спокойно спросил Гилель.
— Потому что из-за тебя я проиграл четыреста зуз! И он рассказал Гилелю о своем споре.
Тогда Гилель рассмеялся и сказал:
- Если эта история научит тебя не заключать дурацкие споры — значит деньги не пропали зря. Знай же, что ты скорее потеряешь дважды по четыреста зуз, чем Гилель — терпение.
УЧЕНИКИ ГИЛЕЛЯ И ШАМАЯ
Часто в академии и за ее пределами ученики Гилеля и Шамая вступали друг с другом в споры. Так, однажды рабочий, который строил дом, прекратил кладку кирпичей и начал молиться: "Шма Исраэль..." — "Слушай, Израиль..." Работавший неподалеку от него рабочий воскликнул:
- Разве сейчас время для этой молитвы? Ее читают дома, до начала работы.
Молившийся возразил:
— Как мог я молиться до наступления рассвета? Когда я уходил на работу, было еще темно.
Первый, тот, что молился, был учеником Гилеля. Второй — учеником Шамая. Ученик Шамая продолжал:
— Этот невежественный каменщик не знает законов. Молиться "Шма Исраэль" нужно вечером перед сном и утром, когда встаешь с постели. Так нас учит Шамай.
— А Гилель говорит не так. Я лично спросил его, когда нужно читать эту молитву, и он сказал мне: "Можно читать "Шма Исраэль" в любом месте. Если утро застало тебя на дереве во время сбора фруктов, ты можешь прервать работу и там же на дереве прочитать молитву".
Многие одобрительно закивали. Но были и несогласные. Простые рабочие говорили, что Гилель лучше понимает их, ведь и сам он когда-то был дровосеком.
В те времена на свадьбах принято было петь перед невестой, восхваляя ее красоту и скромность.
Ученики спросили Шамая:
— Что, если невеста некрасива, разве и тогда следует называть ее прекрасной?
— Нет, — ответил Шамай, — нужно говорить так как есть.
У Гилеля было другое мнение:
— Разве невеста может не быть прекрасной в день свадьбы? Счастье делает ее прекрасной. Поэтому в день свадьбы нужно восхвалять и радовать невесту.
Знатоки Торы приняли точку зрения Гилеля и с тех пор каждой невесте поют хвалу.
Все больше и больше учеников стекалось в академию к Гилелю. Он сердечно принимал всех — молодых и старых, богатых и бедных, праведных и даже грешных.
Он говорил: "Никогда не отворачивайся от помощи грешнику, направь его на истинный путь, тогда и дети его будут праведниками".
Шамай же считал, что в академию нужно принимать только людей из хороших семей — в основном богатых, поэтому у него было гораздо меньше учеников, чем у Гилеля.
Многие ученики Гилеля приходили к нему после тяжелого рабочего дня и, несмотря на усталость, они впитывали каждое слово учителя, иногда засиживаясь далеко за полночь. Даже после конца занятий они старались подольше задержаться у него.
— Мы многому учимся у него, будучи рядом с ним, чтобы поступать, как он сам, — говорили они.
Так, например, Гилель говорил: "Никогда не суди человека, прежде чем поставишь себя на его место. Всегда старайся представить себе, как бы ты поступил и что бы
ты чувствовал, будучи на месте другого". Именно так и поступал Гилель. Как-то Гилель услышал об одном человеке такую историю. В молодости этот человек был очень
богат. Будучи большим праведником, он постоянно помогал нуждающимся. К старости он разорился и сам оказал-
ся в нужде. Гилель попросил свою жену приготовить для старика овощи и хлеб и послать ему. Но затем он подумал: "Для меня овощи и хлеб - привычная пища. Этот же человек всю жизнь питался еще рыбой и мясом". И он попросил жену добавить к овощам и хлебу рыбу и мясо.
Однажды Гилель встретил старика на улице. Тот медленно брел, еле передвигая ноги.
И опять Гилель подумал: "Если бы я всю жизнь ездил на лошадях, и мне было бы тяжело ходить пешком на старости лет".
И Гилель послал старику коня. А позднее он приставил к нему слугу, чтобы тот заботился о старике.
Когда спросили жену Гилеля, зачем она позволяет мужу содержать бедняка в такой роскоши, она ответила:
— Для вас и для меня слуга и конь — предметы роскоши. Но для человека, который всю жизнь прожил в богатстве, - это обычная вещь. Поэтому прав мой муж.
Не раз случалось, что Гилель говорил:
— Права моя жена.
Как-то Гилель предупредил жену, что приведет к обеду гостя. И вот Гилель с гостем сидят за столом и ждут обеда. Прошел час и еще полчаса, а обеда все нет. Наконец появилась жена и стала подавать на стол.
— Почему ты так запоздала? — спросил жену Гилель.
— Прошу простить меня за то, что заставила вас ждать. Обед был давно готов и когда я собралась поставить его на стол, в дверь постучался бедный человек. Он сказал, что сегодня у него свадьба, а в доме ничего нет для свадебной трапезы. Я отдала ему наш обед и поспешила приготовить новый.
— Спасибо тебе за твою доброту, — сказал Гилель. -Конечно же, ты должна была помочь человеку в день его свадьбы.
ГИЛЕЛЬ И ШАМАЙ - ВЕЛИКИЕ УЧИТЕЛИ
Как бы ни отличались друг от друга Гилель и Шамай по характеру - один мягкий и терпеливый, другой строгий и вспыльчивый, оба они были блестящими знатоками и толкователями Торы, оба с точностью выполняли все ее заповеди
Хотя у Шамая было меньше учеников, все они были очень преданы ему и всегда в точности следовали его советам.
"Говори мало, делай много".
"Выдели себе постоянное время для изучения Торы".
"Не обходи трудный путь для достижения цели, не всегда легкий путь — более правильный".
Сам Шамай всегда выбирал более трудный путь.
Гилель же считал иначе. Он говорил.
— Б-г даровал Тору для блага Своего народа. Не важно, каким путем идти к Торе — легким или трудным, хорош тот путь, который быстрее и надежнее приведет еврея к Торе.
Последователи Гилеля отдавали должное и Шамаю Они говорили, что Шамай как и Гилель несет людям слово Б-га живого.
СМЫСЛ ТОРЫ
Много историй рассказывают в народе о Гилеле и Шамае Но одна полюбилась народу больше всех Это история о том, как однажды пришел к Шамаю человек и попросил его объяснить смысл Торы, пока он стоит на одной ноге.
Шамай рассердился и прогнал его прочь.
Тогда он пошел к Гилелю и задал ему тут же задачу Он ожидал, что и Гилель прогонит его Но Гилель ничуть не удивился и не рассердился.
— Я научу тебя Торе куда быстрее, — ответил он -
Не делай ближнему, чего не пожелаешь себе. В этом вся Тора. А теперь иди и учись.
И его ученики запомнили истину "не делай ближнему, чего не пожелаешь себе" и передавали ее из поколения в поколение. Не забыли они и вторую часть из этой истины: "А теперь иди и учись".