ЭЗРА-ЮНОША
Юный Эзра, сын писца, выбрал тростниковое перо, хорошенько отмочил его, как учил его отец, обмакнул перо в чернила и написал свое имя. Не просто Эзра, но Эзра, сын Сраи, сына Азарьи, сына Хилькии... И дальше и дальше перечислял мальчик своих предков, пока не дошел до первосвященника Агарона. Эзра очень гордился своими предками. Он знал историю каждого из них.
Вот один из его предков - первосвященник Иерусалимского Храма. Вавилоняне разрушали святой Храм, он был уже охвачен пламенем. Первосвященник загородил собой вход, препятствуя проникновению солдат Навуходоносора в Святая Святых.
А вот рассказ его дедушки о тех печальных днях, когда иудеев гнали через пустыню в плен в Вавилон. И тогда пленники читали письмо Ирмеягу, которое дедушка видел своими глазами. Одно из мест этого письма навсегда запомнилось Эзре: "И сказал Г-сподь Б-г наш: по прошествии семидесяти лет Я приведу вас назад в вашу страну".
Слова пророка сбылись. Эзры еще не было на свете, когда персы покорили Вавилон. Персидский царь в один прекрасный день огласил указ:
"... Так говорит Кир, царь персидский, евреям Вавилона:
- "те из вас, кто пожелает отправиться в Иерусалим, что в Иудее, чтобы построить Храм Г-споду, - могут идти. И да поможет вам Б-г. Те же, что не пожелают идти и останут-ся, пусть помогут золотом, серебром, продовольствием и вьючными животными. Я же отошлю назад священные сосуды, которые царь Навуходоносор унес в Вавилон".
Евреи смеялись и плакали от радости. Наконец-то Б-г внял их молитвам. Они вернутся в Сион и восстановят святой Храм в Иерусалиме.
Сорок тысяч мужчин, женщин и детей отправились в путь, в Иудею. Оставшиеся снабдили уходящих продовольствием и всем необходимым в пути и еще навьючили ослов и мулов богатыми приношениями для будущего Храма. Евреи со своими приношениями спешили со всех концов Вавилона до самой последней минуты.
Персидский царь приказал отряду своих воинов двигаться впереди, чтобы прокладывать евреям дорогу и охранять их в пути. За отрядом шли священники, которые несли священные храмовые сосуды, возвращенные царем Киром. Когда протрубил рог, возвещающий о начале шествия, тысячи евреев воскликнули в один голос:
— Да встанет дом Яакова в Сионе, озаренный светом Г-спода!
И огромная процессия двинулась в путь.
Путь через пустыню был долгим и мучительным.
Придя наконец в Иерусалим, они увидели вместо города груду развалин. Иудея была окружена враждебно настроенными племенами. Нужно было разбирать развалины, строить дома, засевать поля и, кроме того, защищаться от нападений соседей-врагов. Из-за этого строительство Храма снова и снова приходилось откладывать. Так прошло много лет.
И вот в один прекрасный день в Вавилон пришло письмо с радостной вестью: Храм восстановлен!
Эзре привелось своими глазами видеть это письмо. Снова, как и во времена Первого Храма, перед алтарем Б-га стоял первосвященник в белых одеждах, в короне и золотом нагруднике. Снова ликующие толпы народа заполняли Храм и левиты пели: "Ибо милость Его вечна".
Когда Эзра вспоминал об этих событиях, его сердце переполняла огромная благодарность и любовь к Б-гу за то, что Он возвратил Свой народ, Израиль, в родную страну.
Б-ЖЕСТВЕННАЯ ТОРА
В Вавилоне не было ни Храма, ни синагог. По субботам и праздникам евреи собирались, чтобы читать Тору. Места сборов евреев превратились постепенно в синагоги.
Свиток Торы, по которому молился Эзра в своей синагоге, был написан еще во времена Первого Храма. Его
спас прапрадед Эзры — сын первосвященника - из горящего Храма и принес в Вавилон. Когда Эзра, сидя в синагоге, слушал, как читают Тору, он часто представлял себе эту картину: Храм, охваченный пламенем, солдаты гонят по дороге измученных еврейских пленников и среди них прапрадед Эзры, в руках которого - драгоценный свиток.
Часто с горестью думал Эзра: "Если бы евреи прислушались к словам Ирмеягу и исполняли заповеди Торы, Храм не был бы разрушен. Я верю, что нет ничего важнее Торы. Я изучу каждое ее слово и буду строго соблюдать ее законы".
И Эзра сдержал данное себе слово. Он вырос, стал большим знатоком Торы, учил других и переписывал свитки Торы, чтобы все большее число евреев могли изучать ее.
Он часто беседовал с простыми людьми, тружениками-земледельцами, которые приезжали в город продавать плоды своего труда. Из бесед с ними Эзра понял, как мало евреев знают Тору. Так как базарные дни бывали не по субботам, когда читали Тору, Эзра предложил горожанам собираться в будние дни несколько раз в неделю, чтобы читать Тору. Тогда приезжие земледельцы смогут молиться и учить Тору вместе с ними.
С того времени Тору читали три раза в неделю.
Была еще одна проблема — не хватало свитков Торы. Были места, где не было ни одного свитка, а были места, где не было даже учителя.
Тогда Эзра собрал вокруг себя много учеников, он обучал их законам Торы, и они впоследствии становились учителями и переписчиками Торы. Вновь написанные свитки распространялись повсюду, где жили евреи.
"Теперь, когда есть достаточно учителей и свитков Торы, люди научатся соблюдать заповеди Всевышнего" - удовлетворенно думал Эзра.
ЭЗРА ВОСХОДИТ В ИЕРУСАЛИМ
Эзра славился своей мудростью во всем Вавилоне. Сам персидский царь уважал его. Эзра мог бы спокойно жить до старости в Вавилоне, в богатстве и почете. Но в сердце Эзры жила тоска по Иерусалиму. Он мечтал о том дне, когда он пойдет в страну своих отцов. Однажды царь послал Эзре письмо:
"Эзре, священнику, искушенному в законах Б-га Небесного, царь, своей милостью, шлет тебе привет! Я разрешаю тебе и всем, кто желает сопровождать тебя, отправиться в Иерусалим. Я прикажу казначеям моей страны снабжать вас всем необходимым на пути вашего следования — деньгами до ста мер серебра, а также пшеницей, вином, маслом и солью".
Многие решили отправиться с Эзрой. Они разбили лагерь, собираясь тронуться в путь. Со всех концов страны евреи несли дары — золото и серебро для Храма.
— Почему ты не попросил царя предоставить нам вооруженную охрану? - упрекали его. - Ведь на нас могут напасть разбойники.
Но Эзра ответил:
— Зачем было просить об охране? Этим-то и сильны мы, что верим, что наш Б-г защищает всех полагающихся на Него.
Тогда евреи начали поститься и молиться, прося Б-га, чтобы их путешествие закончилось благополучно.
Настал, наконец, день, когда они были готовы тронуться в путь. Пять месяцев продолжалось их путешествие. И вот перед ними предстал Иерусалим! Исполненные благодарности, они взошли в Храм, чтобы принести жертвоприношения Всевышнему.
РЕШЕНИЕ ЭЗРЫ
Через несколько дней после прибытия Эзры в Иерусалим к нему пришла группа евреев с тяжелой вестью. Евреи снова забыли причину разрушения Первого Храма, снова они нарушают заповеди Б-га! Они стали брать себе в жены идолопоклонниц — дочерей соседних народов. А их дети принимали законы их матерей.
Целый день Эзра был погружен в молчание, ничто не могло быть для него печальнее этой вести. Вечером он взошел в Храм, опустился на колени перед алтарем и, простирая руки к небесам, начал молить Б-га о прощении:
— О, Б-же! После стольких милостей, которые Ты дарил нам, вернул нас на нашу землю, сможешь ли ты когда-либо простить нас? Мы, неблагодарные, на Святой земле берем в жены женщин, служащих другим богам, нарушаем Твои законы. Мы грешны пред Тобой!
Эзру обступили другие молящиеся, горько плача.
— Как можно забыть, что произошло с царем Ахавом, когда он взял себе в жены Изевель-идолопоклонницу? — кричали они.
Тогда кто-то из евреев предложил:
- Нужно собрать суд и постановить, чтобы евреи, взявшие себе в жены идолопоклонниц, отослали их домой!
Эзре тяжело было принять такое решение. Как он может потребовать от людей расстаться со своими близкими! Но он не видел другого выхода. Если не принять жесткие меры сейчас, то евреи станут как все другие народы. А если евреи станут как другие народы, то кто же будет соблюдать и передавать дальше заповеди Торы? Для этого же Б-г и избрал еврейский народ!
И Эзра собрал суды по всей стране. Было постановлено: мужчина, взявший себе жену из инородцев, должен отослать ее назад.
Теперь соседи стали еще враждебнее. Они производили набеги на Иерусалим, совершали поджоги, убивали и грабили. Эзра был большим знатоком Торы, но в военных делах он разбирался плохо. Для этого нужен был другой человек. И такой человек вскоре появился.
КИРКОЙ И МЕЧОМ
В Персидском царстве жил еврей по имени Нехемия. Он служил виночерпием у царя и пользовался его доверием.
Однажды Нехемию навестил его двоюродный брат из Иудеи.
— Расскажи мне, что нового в Иерусалиме? - с нетерпением спросил Нехемия.
— Плохи дела в Иерусалиме! Враги совершают набеги на город, они разрушили городскую стену и подожгли ворота. Народ живет в ужасающей нищете, - ответил двоюродный брат.
Новость глубоко опечалила Нехемию. Весь день он постился и молился Б-гу. К вечеру он направился к царю.
— Почему лицо твое так печально, Нехемия? — спросил царь.
Нехемия ответил:
— Да продлятся годы твои! Как не быть мне печальным, когда несчастья обрушиваются на Иерусалим? Город моих отцов лежит в развалинах.
— Чем могу я помочь тебе? - спросил царь.
— Прошу тебя, отпусти меня в Иерусалим, чтобы я смог восстановить его.
— Как долго ты собираешься отсутствовать? — спросил царь.
Нехемия обещал, что возвратится к определенному сроку, и царь согласился отпустить его.
Царь назначил Нехемию правителем Иудеи и дал ему в помощь пеших и конных солдат. Так Нехемия прибыл в Иерусалим.
Когда распространилась весть о том, что прибыл от царя правитель-еврей, к Нехемии стали стекаться люди, предлагая свою помощь. Прибывали князья и купцы, кузнецы, плотники и земледельцы, а также сам первосвященник.
Нехемия приступил к выполнению своей задачи. Соседние народы издевались над происходящим: - Что делают эти евреи? Не собираются ли они строить стены из груды мусора? Их стена сразу же развалится, даже если по ней пробежит лисица.
Но евреи работали не покладая рук. Они заделывали пролом за проломом, и стена города постепенно росла.
Тогда соседи вновь начали подниматься и нападать на Иерусалим.
Нехемия убеждал строителей не отчаиваться. Он раздал им оружие — мечи и луки со стрелами и сказал им:
- Не нам бояться врага! С нами наш Б-г, Он велик и могуществен. И Он поможет нам отстоять наши семьи и дома!
Теперь евреи выходили на работу с оружием. Так они и трудились: в руках кирка, на поясе — меч.
Нехемия наравне со всеми охранял уже построенные стены. Он спал не раздеваясь и не выпуская оружия из рук. Враги поняли, что евреи в состоянии себя защищать, и искали другие пути, как помешать восстановлению
города, забрасывая Нехемию письмами, чтобы запугать его. Они угрожали, что напишут персидскому царю о том, что евреи готовят восстание против него.
Но Нехемия не испугался. Он твердо знал свое дело. Строительство продолжалось, и вскоре стены Иерусалима были воздвигнуты заново.
НБХЕМИЯ ВОССТАНАВЛИВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Теперь, когда Иерусалим стоял, защищенный крепкими городскими стенами, Нехемии нужно было разрешить много других проблем. Из-за строительства стен, ибо безопасность была важнее всего, люди забросили свои поля. Земледельцы остались без зерна, их семьи—без пищи. Нехемия старался облегчить тяжелую жизнь народа. Он не брал налогов, как это обычно делали другие правители. Он одалживал беднякам зерно и ссуживал их деньгами. Расходы Нехемии были огромны: ему нужно было содержать царскую армию, присланную в помощь от персидского царя, послов из разных стран. Для всего этого нужно было много провизии, одежды, оружия. За все это Нехемия предпочитал платить из собственного кармана, чтобы не отягощать поборами народ.
Но не все богачи были такими, как Нехемия, часто приходилось ему слышать горькие жалобы бедняков:
- Нам пришлось взять в долг деньги, чтобы купить детям хлеб. За то, что мы не сумели вернуть долг вовремя, у нас отобрали виноградник.
Или:
— Чтобы заплатить налоги царю, мы взяли в долг деньги у богатого соседа. Нам нечем было вернуть долг и теперь богач требует, чтобы наши дети служили ему.
Нехемия был потрясен. Он решил положить конец этой несправедливости. Он позвал к себе всю знать и сказал:
— Я слышал от народа немало жалоб в ваш адрес. Нехорошо поступаете вы. Я тоже ссужаю людей деньгами и зерном, но я не отбираю у них их имущество и детей в уплату за долги. Во имя справедливости — верните им их сыновей и дочерей, а также поля и виноградники.
Никто не посмел возразить ему.
— Мы поступим, как ты велишь. Мы вернем людям отобранное, — сказали они. Так они и сделали.
Была еще одна нелегкая задача. Как-то в субботу, стоя у городских ворот, он увидел множество ослов, навьюченных товарами, зерном, фруктами, кувшинами с вином и маслом. Евреи в субботу занимаются куплей и продажей, как в обычный день? Тогда Нехемия приказал впредь закрывать городские ворота перед приходом субботы и не открывать их до ее исхода.
Таким образом, больше не нарушалась в Иерусалиме святость субботы.
ЭЗРА УЧИТ НАРОД ЛЮБИТЬ ТОРУ
Истек срок, назначенный Нехемии персидским царем. Теперь Иерусалим был в безопасности, окруженный надежной стеной. Народ жил по законам Торы.
Но Эзра не сидел сложа руки. Его беспокоила мысль, что евреи следуют законам Б-га потому, что так им приказал царский наместник. Ему хотелось, чтобы люди любили Тору по собственной воле. А они смогут этого добиться, если будут изучать и понимать ее.
И он старался, чтобы Тору изучали каждый ребенок, каждый мужчина и каждая женщина. По праздникам Эзра собирал множество народа на открытом месте, взбирался на возвышение и с раннего утра до вечера громко читал отрывки из Торы и разъяснял их слушателям.
Вот он читает вслух записанное в Торе обещание, данное Б-гом Аврагаму: "Я произведу от тебя великий народ. Через тебя благословятся все народы земли".
А вот место о тех днях, когда евреи были рабами в Египте, о том, как Б-г вывел их из рабства, привел к горе Синай и дал им Тору. О долгом странствовании евреев по пустыне и о том, как они наконец пришли в Землю Обетованную.
Евреи слушали Эзру, многие плакали, раскаиваясь в совершенных ими грехах.
В праздник Сукот Эзра послал людей за зелеными ветками пальмы, чтобы покрывать ими шалаши - "су-кот". Каждый строил для своей семьи "суку" - кто на крыше дома, кто в саду, кто в поле. В "суке" затем семь дней люди праздновали, веселились и готовили вкусные трапезы.
После праздника Сукот люди собрались возле Эзры и Нехемии и дали обещание жить по Торе, соблюдать все заповеди Б-га. Это обещание было записано, и знатные люди Иудеи поставили под ним свои подписи.
После этого Нехемия возвратился в Персию, а Эзра остался в Иудее, продолжая учить евреев Торе.
У Эзры было много последователей, которые стали потом известными учителями, судьями, писцами. Они собирали и записывали наследие своего народа — псалмы Давида, мудрые изречения царя Шломо, истории о пророках, судьях, царях.
Эзра создал множество синагог в Иерусалиме и за пределами его, где евреи могли учить Тору и молиться. Теперь Эзра был уверен, что евреи полюбят Б-га, изучая Тору и ее законы, что они перестанут поклоняться ложным богам.
Во времена Эзры и Нехемии так это и было. И в народе говорили:
— Со времен Моше не было еще учителя подобного Эзре.