Помнишь ли ты Аврагама, который понял, что есть единый Б-г, в то время как все вокруг поклонялись идолам? Помнишь ли, как Б-г воззвал к нему и сказал:
- Оставь свою страну и отцовский дом и иди в страну, которую Я укажу тебе.
И еще Он сказал Аврагаму:
- Я благословлю тебя и умножу потомство твое как звезды небесные и как песок на берегу моря за то, что ты послушался голоса Моего.
Вот картинки. Глядя на них, ты вспомнишь эту историю и много других историй, о которых ты прочел.
Ты видишь перед собой карту. На ней изображен путь Аврагама из Харана в Ханаанскую землю. Аврагам со своей женой Сарой и племянником Лотом переправился через широкую реку и повел их по раскаленной пустыне. Можешь ли ты найти на картинке жену Аврагама Сару, его племянника Лота?
Вот долгий и утомительный путь подошел к концу. Перед путниками раскинулся Ханаан — зеленые пастбища, горы, ниспадающие потоки воды. Сердце Аврагама исполнено радости, потому что он слышит обращенный к нему голос Б-га:
- Аврагам, Я отдаю эту прекрасную землю тебе, и твоим детям, и детям твоих детей во веки веков!
И эту картинку ты уже видел. Аврагам приглашает к себе в шатер трех странников. Аврагам всегда тепло принимает странников. Он еще не знает, что эти гости - особые гости, посланцы Б-га. Они принесли радостную весть: Сара родит Аврагаму сына!
И вот наконец у Аврагама есть горячо любимый сын, Ицхак, которого он может учить путям Б-га. Каковы эти пути? Аврагам знает, что это пути правды и справедливости.
Кто эта молодая женщина, что спускается к источнику, чтобы набрать воды? Это Ривка. А старик возле опустившихся на колени верблюдов, кто он? Это слуга Аврагама Элиэзер. Аврагам послал его в Харан найти жену для Ицхака. Сейчас Элиэзер подойдет к Ривке, попросит у нее напиться, и она даст ему воды. А потом Ривка предложит напоить его измученных жаждой верблюдов. Ривка будет замечательной женой Ицхаку.
Эти мальчики-близнецы — сыновья Ицхака и Ривки. Кто из них станет праотцем нового народа, народа, который пойдет путями Б-га? Им не может стать Эйсав, который мечтает стать охотником. Им станет Яаков, пастух, которого изберет Б-г.
Помнишь ли ты Йосефа, и его сны, и многоцветное платье, что подарил ему его отец Яаков? Помнишь, как братья продали Йосефа в Египет, а отца убедили, что его растерзал дикий зверь? Помнишь ли, как Йосеф стал в Египте важным вельможей и в голодные годы спас от голода своего отца и братьев, поселив их в Египте в земле Гошен?
Придет время, и Б-г даст Яакову новое имя — Израиль.
А это — сыновья Яакова.От них произойдут двенадцать колен Израилевых.
Вот дорога, по которой увели Йосефа вЕгипет купцы; купившие его у братьев.
По этой дороге братья спустились в Египет, чтобы купить зерно и спасти свои семьи от голодной смерти. Там они узнали, что Йосеф жив.
А вот по той же дороге движется состарившийся Яаков. Со своими сыновьями, внуками и правнуками Яаков направляется в Египет к сыну Йосефу.
Прошло много лет. Сыны Израиля все еще в Египте. Но они уже не свободные люди. Новый фараон обратил их в рабов.
А помнишь ли ты эту картинку? Дочь фараона находит в прибрежных камышах маленького Моше. Фараон приказал, чтобы каждого еврейского мальчика бросали в реку. Неужели дочь фараона отдаст маленького Моше стражам фараона? Нет, у нее доброе и мягкое сердце. Она усыновит воспитает его как своего сына.
Когда Моше вырастет, его сердце исполнится жалостью к еврейским рабам, и он вернется к ним. Он потребует от фараона именем Б-га: "Отпусти народ мой!" Моше выведет сынов Израиля из Египта, из рабства — к свободе.
Видишь, Моше спускается с горы со Скрижалями Завета в руках? Это гора Синай, где сыны Израиля получили Десять заповедей. Они торжественно обещали:
- Все, что скажет нам Г-сподь — исполним.
Сорок лет сыны Израиля скитались по пустыне. Все эти годы Моше был их вождем и учителем. Он учил их любить Б-га и соблюдать Его заповеди.
- Б-г хочет, - говорил он, - чтобы мы любили друг друга, были милосердны и справедливы.
Моше старался сделать сынов Израиля святым народом, который пойдет путями Б-га.
И вот Моше уже больше ста лет. Б-г зовет его на вершину горы. Оттуда Моше может увидеть Землю Обетованную, но он знает, что ему не суждено в нее войти. Он умрет здесь, на горе Нево.
Внизу, на равнине, его оплакивает народ. Никогда больше не будет в Израиле человека, подобного Моше. Кто поведет сынов Израиля в Землю Обетованную? Йегошуа. Он покорит Ханаан и разделит его между коленами Израилевыми.
Теперь сыны Израиля стали земледельцами в Ханаане, в стране, которую Б-г обещал их праотцам. Соблюдают ли они заповеди? Учат ли они ближних своих путям Б-га?
Нет! Сыны Израиля хотят уподобиться другим народам. Видишь, они приносят жертву чужим богам. Это алтарь Баала, которому поклоняются ханаанеяне.
Когда сыны Израиля полагались на Б-га, они были сильны. Теперь они теряют силу, и вместе с ней — мужество. На Израиль нападают враги. Израильтяне слишком слабы, чтобы оказать сопротивление.
Но поднимаются новые вожди, чтобы спасти народ, вожди, которые идут путями Б-га, - Двора, Гидон, Шмуэль.
Это к Шмуэлю пришел народ требовать:
— Поставь над нами царя!
А это Шауль, молодой царь, которого дал народу Шмуэль. Видишь, каким суровым выглядит Шмуэль? Он напоминает народу, что Израиль не должен уподобляться другим народам. В Израиле и царь, и народ должны выполнять заповеди Б-га.
Вторым царем Израиля стал Давид, который до того был простым пастухом. Он объединил колена в один сильный народ и сделал столицей страны Иерусалим.
Давид был сочинителем псалмов. Из всех своих сыновей он избрал Шломо и завешал ему царство. Ты, конечно, помнишь сон Шломо.
— Скажи, чего ты хочешь, и твое желание будет исполнено, - сказал ему Б-г.
И царь ответил:
- О, Б-же, дай мне мудрость, чтобы я мог справедливо править народом!
Это царь Шломо построил святой Храм в Иерусалиме.
Далее последует история о неудачном правлении сына царя Шломо, о разделении страны на два царства — Израильское и Иудейское. Иерусалим и Храм перешли к Иудейскому царству. Теперь в Стране Израиля два царя, две столицы, две армии.
Что же было дальше? Об этом рассказывается в книге, которая лежит перед тобой.