Игрот кодеш
Т. 14
15 адара-2, 5717
Бруклин
И то, что Вы пишете, "как выбраться…[1]" – я уже говорил нескольким из Анаш, что это через то, что прилагать максимальные усилия в распространении источников хасидизма, как это должно быть, и тогда, мерой Вс-вышнего, которая "мера за меру", связываются те, кто участвуют в этом, с очень высокой духовной ступенью, и само собой, вытаскивают их из не-желательных вещей, и легко понять это.
И, когда хотя бы немного приподнимаются над обыденностью - видят, насколько все разногласия и причины, приводящие к конфликтам, ничтожны, даже с точки зрения человеческого разума, до такой степени, что удивляются, как же это так проводят в дискуссиях на эту тему столь много времени – часы и дни, и месяцы, и погружены в подобные дела, и легко понять это.
И это подобно тому, что объясняется по поводу текста молитвы "за грех, что мы согрешили перед Тобой дурным началом", что есть такие вещи, к которым даже дурное начало не подстрекает человека, настолько они противны человеческой природе, но разжигают дурное начало, и заставляют его грешить больше того, что оно хотело бы само по себе, и легко понять это.
И да будет воля Вс-вышнего, чтобы, наконец, устранились все препятствия и сокрытия, и не только, чтобы не мешали, но еще, чтобы помогали, ибо Тора говорит о месяце Пурима, "и месяц", т.е., все дни месяца – "который перевернулся им… к радости и празднику".
И смысл "переворота" – что даже вещи, которые не представляют собой явного и раскрытого блага – этот месяц способен перевернуть в радость и праздник, явный для плотских глаз.
[1] Обычно "как выбраться из (духовной) грязи" (идиш)