Игройс койдеш т. 5 стр. 154
23 тейвес 5712 г
Бруклин
Мир и благословение!
Я получил Ваше письмо от 18 тейвес, и также предшествующее ему, и Па"Н[1], вложенный в него, я прочитал его на ционе Квойд кдушас мойри вехами Адмур, и несомненно, что он пробудит рахамим рабим[2] на Вас в отношении крепкого здоровья.
То, что Вы пишете, что, возможно, вызвало неудовольствие в Вашем предыдущем письме, в том, что Вы писали, что Вы недовольны нусахом ответа, - хас вешолом, нет здесь неудовольствия совершенно, но было в этом подобие нфилас руах[3], ибо намерение в моем ответе было противоположность Вашему пониманию в этом, и как это было сказано ясным языком, но велика сила обещания праведников..., т.е., что ясно было у меня, что обещания праведников - неизбежно в конце концов осуществятся, и само собой, Вам следовало только постановить для самого себя - оппаскен ба зих, - с полной уверенностью - что как говорил рав М. из Полтавы, - азой азой из дер иньон[4], но, поскольку Вы объяснили мои слова наоборот, то я тоже смущен этим, ибо я не знаю, что еще ответить вам, и как известно выражение Квойд кдушас Адмур Могараш, что буквы дает йехидо[5] шебенефеш, и как говорил Квойд кдушас Мойри вехами Адмур, что иногда отвечают то, что само отвечается, и как говорят хасидим, что ответ, который получается человеком, его смысл зависит в значительной степени от того, как получающий это объясняет, и в особенности, если мекабель[6] он баал цуро[7], и настаивает на своем, подобно тому, как приводится в Мишне (в начале Горайот) "это правило - тот, кто тойле беацмой...", и тем не менее, то, что Вы пишете в письме о просьбе о прощении, - нет места для этого совершенно и совершенно, и понятно, что нет здесь места для аспекта отталкивания хас вешолом вехас вешолом, и если отрицали идею отталкивания во все времена, то в особенности в наши эти дни иквесо димшихо[8], дэматей раглин бераглин, что приближение и единение - и по словам Цемах Цедека - у хасидим со своим единством они пойдут навстречу Мошиаху.
Я был рад услышать от рав Бенциона Шемтова о Ваших уроках берабим и также он жаловался мне, что видно у вас какое-то падение духа, и пожалуйста и пожалуйста задумайтесь сами о величии дела, которое передано нам, от наших несиим, и само собой, кто может сравниться и кто может уподобиться нам, поскольку на наших плечах возложена такая миссия, и это подобно... тому, что говорил Рашби, ано симоно беолмо[9], и объясняется это в хасидус, что поскольку он не было мциюс сам по себе, он мог это сказать, поскольку это не он, а его господин, "я видел бней алио и малочисленны они", и хотя кто тот, у кого хватит смелости..., но со стороны того, что в каждом хасиде есть сила Ребе, и само собой, по крайней мере в сокрытии он так, как нужно быть, и у хасида - это hееэлем[10], который есть в существовании, и более того, что это близко к раскрытию, и само собой, не должно быть недостатка в брейткайт[11], и только просить у Вс-вышнего, чтобы пользоваться этим как нужно, и на то, что нужно, и в особенности, в аспекте изучения Торы, и как известно различие между Торой и молитвой, что в молитве и в особенности в молитве будней, это снизу вверх, и из теснин, а в Торе и в особенности в учении хасидизма, которое называется диврей Элойким хаим, илоно дэхайей[12], это сверху вниз, и с брейткайт.
С благословением крепкого здоровья и услышать добрые вести немедленно вообще, и о Вашем здоровье в частности.
Прилагается михтов клоли в связи с праздником всех праздников - йуд тес кислев.
[2] Рахамим рабим - Великое милосердие
[3] Нфилас руах - Упадок духа
[4] "Так, так это"
[7] Имеющий определенный статус
[8] Иквесо димшихо - Пятки Мошиаха
[9] Ано симоно беолмо - "Я - только знак" (Рашби)
[11] Широта души
[12] Дерево жизни (арам.)