Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Утверждение о том, что в мире нет зла, эквивалентно утверждению о том, что мира не существует.

Вчера был неожиданный урок. В принципе, собирались читать беседу Карлебаха на недельную главу, и я даже подобрал подходящую беседу. Но за несколько минут до урока я глянул в книгу учеников рава Амиталя, и нашел там совершенно потрясающий текст, и решил идти по нему. Я этот урок выложу еще немного — вне очереди…
Мысль — совершенно удивительная для меня, прозвучавшая в этом уроке еще нуждающаяся в осмыслении: утверждение о том, что в мире нет зла, в конечном счете эквивалентно утверждению о том, что мира не существует. Наверное в отношении отдельного человека это тоже так. Если во мне нет зла — может быть это значит, что меня нет вообще.

Та же идея — только в еше более общем виде: утверждение, что нет вопросов, на которых нет ответов ознаает, что мира нет. И человека нет тоже.

Это кстати даже знакомо. Рабби Нахман, "вопросы из пустого пространства" на которые нет ответа, и которые мучают человека. То что не говорит рабби Нахман — что эти вопросы есть суть и смысл человеческого существования.

Все эти идеи — звучат удивительным диссонансом хасидской идее, что в мире нет зла. Есть только кажущееся зло, ведь Вс-выний благ!

Что делать, если Писание говорит "И творящий зло"? А ничего не делать. Это проблема Писания. Писание говорит, что в мире есть зло. А "каббала" и "хасидут" по крайней мере в их "пшатном" понимании — говорят что в мире зла нет…

Прав Гершон Шолем, что каббала это философия такая .- после всего — это же классика философии, что Вс-вышний благ, следовательно в мире нет зла! И если я еще вижу в своей жизни зло, и если у меня еще есть вопросы — значит, это недостаток веры! "Бей по мозгам, и вытечет йехи"…

И вот приходит ученик рава Амиталя. И на двух страницах замечательного, плотного текста разбивает в полный дребезг этот концепт.

В мире есть зло! Есть проблемы! Есть мучительные моральные противоречия! Ты решил что их нет? Ты просто "ушел из мира". Мир остался. Это ты вышел из поезда!

Понятно, что это Соловейчиковская идея, мы даже как то об этом читали. Но тут это сказано удивительно выпукло.

Не беги от противоречий и от вопросов — они суть и глубина и смысл твоей личности.

А еще звучало такое слово: ответственность. Одно из главных слов рава Амиталя. У меня в голове звучит: "ответственность означает "ахораим", "задняя" сторона мироздания. А мы же ищем "лица"! И получается в "лице" ответственности нет!

В общем странно это. Кто бы мне сказал об этом тридцать с чем то лет назад? Штейнзальц, кажется, очень близок к этой позиции. Причем он как то ухитрился соединить это с хасидутом. И с бесконечным успехом в воспитании множества поколений учеников — как и рав Амиталь.

Урок скоро будет в онлайне. Но блин же! Почему я только сейчас готов это услышать?