Есть такое слово "даат", одно из важнейших в хабадском словаре. Обычно оно переводится как "знание", как правило ассоциируется с "и Адам познал Хаву", что также не особо что объясняет. Объясняет, что даат означает "связь", а "связь" означает эмоции. Но кажется, даат, с его центральным местом во всей теории хасидизма, это гораздо круче чем просто эмоциональная связь.
"Мудрец у которого нет даат - падаль лучше его". Это из Талмуда. Ребе Рашаб приводит в своих маамарим. Что это за даат, без которого мудрец не лучше падали? Есть еще пара подобных выражений, из которых ясно, что даат это не только связь разума и эмоций, а нечто более глубокое и сущностное.
Я бы сказал, что даат означает обратную связь. Т.е.,например, у меня есть замечательная теория. И я ее распространяю направо и налево. Только у меня нет совсем обратной связи. И тогда это проблема.
Это то, что делают большинство "распространителей". Они распространяют иудаизм. Красивые теории. Только они вообще не задаются вопросом, а это вообще релевантно?
А это вообще применимо к современной действительности? А это реализуемо?
Есть хохма и бина, но нет даат. Бар мицва - взросление - это как раз даат. Способность задать вопрос. Способность усомниться в применимости того или иного подхода.
Способность искать альтернативные варианты.
Вот и получается "иудаизм для пятилетних детей"
Он активно продается на территории всего бывшего СНГ, тысячами распространителей. Только почему-то покупателей как-то маловато...