«Ограда мудрости - молчание»



«Ограда мудрости - молчание»

Гулял по Иерусалиму и обдумывал странную фразу: "ограда мудрости - молчание".

Есть еще несколько фраз на эту тему. Есть "раввин, который не умеет молчать - это не раввин". Есть "И стал человек душой живой - Онкелос переводит "душой говорящей", и, тем не менее, объясняется, что достоинство человека состоит в том, чтобы молчать, а не говорить.

Самое может известное высказывание мудрецов: "все знают, для чего невеста становится под хупу, но тот кто оскверняет свои уста и говорит об этом вслух - разрывают ему приговор семидесяти лет".

Есть еще - слышал от своего учителя, реб Авраама Миллера зацаль, если талмид хахама спрашивают "любил ли ты свою жену" (так реб Авром выражался) то он может отклониться от истины, и сказать "нет" (это из трех случаев, когда талмид хахам может отклониться от истины).

Что это за фишка? Почему нужно уметь молчать?

Дальше просто ассоциации. "Тот, в ком есть страх перед небесами - прислушиваются к его словам". Почему то подумалось, а может, потому что признак Б-гобоязненности это именно умение молчать? И тогда "прислушиваются к его словам"?

Еще ассоциация. Есть понятие "халаль и маком пануй", "вакуум", созданный посредством "цимцум", предшествующий творению. Рабби Нахман говорит, что "вопросы, на которые нет ответа" приходят именно из этого "халаль", из этого вакуума.

И может быть "хахам мехукам" - тот самый мудрец поколения, это прежде всего мудрец, умеющий молчать? Он знает, что есть вопросы, на которые нет ответов. Он знает, что есть безвыходные, нерешаемые ситуации. И любой совет только ухудшит, разрушит шаткое равновесие?

Может, поэтому "ограда мудрости молчание"? Первым делом подумать - твой совет, твое вмешательство, даже просто попытка дать определение проблеме - может разрушить шаткое равновесие человека, который и так "стоит на одной ноге"?

И если ты не можешь молчать - ты не можешь называться мудрецом?

"Сод аШем лиреав" - "тайны Б-га раскрываются трепещущим перед ним". Тайны раскрываются тем, кто умеет их хранить. Отсюда ясно, что "трепет перед Б-гом" это умение хранить тайну, умение хранить молчание.

Тогда может атеизм - это "резать правду матку" везде и всюду, невзирая на лица?

Похоже на то.

"Квод Элоким астер давар" - Б-г любит скрываться, а не открываться.

Если так, то то, что делает нас религиозными - это в первую очередь, наше умение молчать?

Может быть, то, о чем человек молчит, характеризует его больше, чем то, о чем он говорит?

Рав как-то говорил, что «хаш» («молчание») похоже на «хуш» (способность, «чутье»). "Молчать" это своего рода "чутье". Это какой-то нюх, какое-то внутреннее чутье, о чем стоит молчать. Только после этого можно начинать говорить...

*

Кстати. "И слова мордехая Эстер выполняет, ибо была беомна ито" - "ибо была верна ему". Мордехай говорит Эстер - не рассказывай, какой ты нации. Эстер хранит ему верность и не рассказывает. Получается, что эмуна - это тоже от слова "молчание"?

*

У рава Гинзбурга эмет (истина) связана с йесод (брит). Поскольку брит ассоциируется естественным образом со шмират а-брит, то очевидно, "истина" это то что нужно хранить, а не рассказывать на каждом шагу?

*

Причем здесь это все? Да при том же эфиопском погроме. Полицейский идет и видит пьяные подростки разбираются между собой. Зачем ты лезешь? Да еще с пистолетом? Промолчи!

А Нетаниягу, да, промолчал. Выдержал паузу. И поэтому победил в этом раунде.

Но это только повод чтобы задуматься, что говорить, как бы, мы научились. А вот молчать нас никогда никто не учил...

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .