Есть ворт, который я слышал от рава Гинзбурга несколько недель назад. Ворт касался того, что говорится в Кетер Шем Тов 35.
Там рассказывается следующая притча. Однажды царь леса разгневался на местное население. И все жители леса пребывали в большом страхе.
Однако, вызвался лис, и сказал: я пойду к царю (ко льву), и сумею убедить его сменить гнев на милость....
Лис пошел к царю, однако, как только он вошел, он так испугался, что забыл все свои басни...
В страхе он вернулся назад, и сказал лесному братству: ребята, спасайтесь сами, как можете...
Баал Шем Тов обьяснил эту притчу, в том смысле, что не следует полагаться на баалей тфила (ведущих молитву) в Дни Трепета. Пусть каждый молится самостоятельно...
Рав обьяснил эту притчу, в том смысле, что это аспект "ахнаа" (подчинение) в душе. Когда ты знаешь, что некому за тебя просить, это "ахнаа" в душе.
Очевидно, эта притча говорит не только о баалей тфила, но также о праведниках и т.д.
Рав ответил, очевидно, это также относится к праведникам.
Я спросил, что же с эмунат цадиким?
Рав ответил, что должно быть и то и другое. С одной стороны вера в праведника, с другой - ты должен чувствовать себя так как в этой притче. Что некому за тебя просить, и что ты должен просить сам перед Вс-вышним.
Рав сказал, что это "хибур афахим" (сочетание противоположностей).
*
Дальше (мелким шрифтом в скобках) там идет еще одна притча. Или вариант предыдущей. Царь, у которого есть слабая и малочисленная армия, и которому предстоит воевать с сильным и многочисленным врагом.
Он собирает своих солдат и говорит - шансы наши не велики. Но постарайтесь сделать каждый сколько может....
Рав обьяснил, что это "авдала" в душе.
Насчет первыой притчи было ясно, что это "ахнаа", как мы сказали.
Насчет второй было непонятно, причем здесь авдала.
Я спросил. Рав сказал, "раскрыть кохот нивдалим в душе". Я никогда не слышал такого выражения. "Кохот нивдалим" - это звучит как "отделенные силы". Другими словами, силы, о существовании которых ты не подозреваешь. Другими словами, это называется "макифим хая-йехида"
*
Это имеет непосредственное отношение к нашим последним дискуссиям.
Иногда (часто) человек (баал тшува) оказывается в ситуации, когда иудаизм кажется чем-то несовместимым с жизнью.
Особых выборов у него нет.
Рабби Нахман говорит о том, что "митат а-лев" (букв. "смерть сердца") это вещь, от которой следует очень и очень беречься.
Если баал тшува чувствует, что исполнение заповедей, тшува, иудаизм - убивают его сердце. Что ему делать?
Инстинкт жизни говорит ему - сбрось это все и живи!
Однако есть еще вариант. Раскрыть "кохот нивдалим" - раскрыть макифим в душе. Тогда мертвый может вернуться к жизни