Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сокрытые силы души



Есть ворт, который я слышал от рава Гинзбурга несколько недель назад. Ворт касался того, что говорится в Кетер Шем Тов 35.

Там рассказывается следующая притча. Однажды царь леса разгневался на местное население. И все жители леса пребывали в большом страхе.

Однако, вызвался лис, и сказал: я пойду к царю (ко льву), и сумею убедить его сменить гнев на милость….

Лис пошел к царю, однако, как только он вошел, он так испугался, что забыл все свои басни…

В страхе он вернулся назад, и сказал лесному братству: ребята, спасайтесь сами, как можете…

Баал Шем Тов обьяснил эту притчу, в том смысле, что не следует полагаться на баалей тфила (ведущих молитву) в Дни Трепета. Пусть каждый молится самостоятельно…

Рав обьяснил эту притчу, в том смысле, что это аспект «ахнаа» (подчинение) в душе. Когда ты знаешь, что некому за тебя просить, это «ахнаа» в душе.

Очевидно, эта притча говорит не только о баалей тфила, но также о праведниках и т.д.

Рав ответил, очевидно, это также относится к праведникам.

Я спросил, что же с эмунат цадиким?

Рав ответил, что должно быть и то и другое. С одной стороны вера в праведника, с другой — ты должен чувствовать себя так как в этой притче. Что некому за тебя просить, и что ты должен просить сам перед Вс-вышним.

Рав сказал, что это «хибур афахим» (сочетание противоположностей).

*

Дальше (мелким шрифтом в скобках) там идет еще одна притча. Или вариант предыдущей. Царь, у которого есть слабая и малочисленная армия, и которому предстоит воевать с сильным и многочисленным врагом.

Он собирает своих солдат и говорит — шансы наши не велики. Но постарайтесь сделать каждый сколько может….

Рав обьяснил, что это «авдала» в душе.

Насчет первыой притчи было ясно, что это «ахнаа», как мы сказали.

Насчет второй было непонятно, причем здесь авдала.

Я спросил. Рав сказал, «раскрыть кохот нивдалим в душе». Я никогда не слышал такого выражения. «Кохот нивдалим» — это звучит как «отделенные силы». Другими словами, силы, о существовании которых ты не подозреваешь. Другими словами, это называется «макифим хая-йехида»

*

Это имеет непосредственное отношение к нашим последним дискуссиям.

Иногда (часто) человек (баал тшува) оказывается в ситуации, когда иудаизм кажется чем-то несовместимым с жизнью.

Особых выборов у него нет.

Рабби Нахман говорит о том, что «митат а-лев» (букв. «смерть сердца») это вещь, от которой следует очень и очень беречься.

Если баал тшува чувствует, что исполнение заповедей, тшува, иудаизм — убивают его сердце. Что ему делать?

Инстинкт жизни говорит ему — сбрось это все и живи!

Однако есть еще вариант. Раскрыть «кохот нивдалим» — раскрыть макифим в душе. Тогда мертвый может вернуться к жизни