Письменная и устная Тора



Письменная Тора называется "мусар авиха", мораль отца твоего. Устная Тора это "Торат имеха" - учение матери твоей.

У меня такое впечатление, что письменные источники - в широком смысле - подчеркивают "битуль йеш". А устные, непосредственный контакт с учителем - это наоборот, больше "йеш амити", самореализация и т.д.

Возможно, в этом основная проблема "общения" с праведником через "игрот", видео и т.д.

Даже видео - это все же "письменные" т.е. фиксированные источники.

Письменная Тора раскрыта. И всегда была раскрыта. Даже народам мира. Еще Моше перевел ее на 70 языков.

Устная Тора - это тайна. И всегда будет тайной. Устная Тора — это то, что открывается, это то, что создается прямо сейчас, спонтанно, в диалоге учителя и ученика.

**

Meir Mark Bruk это к нашей дискуссии о роли связи с праведником. Без праведника, без талмид хахама, без Учителя у тебя есть только буквы. Только код без ключа. Наверное, это суть

**

Фишка в том, что кажется, что в тексте есть все. И действительно "нет ничего, на что не было бы указания в Торе". В капле семени - аспект отца - хохма - тоже есть весь будущий ребенок. Только он... не живой. Без матери, без "торат имеха" он никогда и не станет живым.. Получается, что праведник - это больше "има". Има имеет корень в пнимиют атик, выше, чем хохма. Поэтому только оттуда приходит истинная жизнь. Кстати, у многих великих праведников были "женские" души - рав как-то говорил об этом

**

Понятно что вышесказанное это баальшой камень в огород многих баалей тшува делавших тшуву в основном "по книгам". А тшува, кстати, тоже женского рода, и связана с тем же аспектом бина, "алма дэхейру" и т.д.

Запись опубликована в рубрике: .