"Вернись Израиль до Вс-вышнего, Б-га твоего, ибо ты споткнулся в грехе своем".



"Вернись Израиль до Вс-вышнего, Б-га твоего, ибо ты споткнулся в грехе своем". Есть очень известный хасидский комментарий - вернись, делай тшуву, пока Гавайе не станет Элокеха. Пока Вс-вышний не станет источником твоей силы...

Я бы добавил промежуточную ступень. Пока ты не начнешь ощущать, что у тебя вообще есть душа, а не только тело...

**

Есть двумерный иудаизм и есть трехмерный иудаизм.

В чем отличие? - Добавлено третье измерение, тшува.

Иногда спрашивают: зачем так много говорить о тшуве?

Глубина иудаизма и глубина еврейской души и глубина тшувы и глубина Б-жественности это, в сущности, одно и то же.

Без глубокой внутренней тшувы в душе иудаизм быстро превращается в нечто плоское, двумерное, сухое и безжизненное.

Тшува - это энергия и жизненная сила иудаизма.

Что же такое тшува? Тшува - это найти хотя бы каплю жалости в своей душе. Не важно к кому. Хотя бы к кому-нибудь. Капля жалости - это и есть высшая тшува. В йом йом говорится нечто подобное: еврейский вздох, когда еврей тяжело вздыхает - это и есть высшая тшува

***

Есть в тшуве что-то глубоко женское: "Пойду-ка я, вернусь к своему первому мужу". Иудаизм без тшувы - это, по сути, иудаизм без Б-га. Т.е., Б-г, конечно, может продолжать существовать как некоторая идеологическая категория, как некая философская концепция.

Но это чувство, это внезапное ощущение живой веры, живого потока энергии и любви ко всему - "пойду ка я вернусь к своему первому мужу" - это только движение тшувы.

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .