Если "определение" это "суд", в тот момент, когда я даю "определение" тому или иному явлению, я, по сути, "сужу" его.
Про суд сказано, что "мир не может устоять" на одном только качестве суда.
То "хесед" - это когда я предпочитают оставаться в неопределенности.
Про хесед говорится, что "если бы Вс-вышний создал мир только на одном качестве хесед - то "велики были бы его грехи". Таким образом, чистый хесед - это, по большому счету, тоже не путь.
"Рахамим" следует понимать, что в принципе, следует избегать жестких определений. Тем не менее, вообще избегать определений тоже невозможно. Иногда нужно определиться.
Возможно, что идея Алтер Ребе, что "будь в своих глазах как грешник" - призвана решить именно этот вопрос. "Как грешник", но не "грешник мамаш",
Наверное, это и есть еврейский путь. Не следует быть наивным, как в отношении самого себя, так и в отношении других людей. Как это говорят на идиш, "нит опгенарт зих", не обманывать себя. Тем не менее, не следует впадать в крайности.
Месяц элул - это месяц тшувы и месяц, когда раскрываются 13 мер милосердия. На первый взгляд, тшува - это суд. Когда человек судит себя. И чем жестче, тем лучше.
Однако, мудрецы сообщают нам, что также в этом внутреннем суде милосердие должно преобладать.
Странно? Контр-интуитивно? Тем не менее, основа тшувы, особенно в хасидизме - это ощущение бесконечного милосердия Свыше. Это то, тчо, в конечном счете, исправляет и очищает все "пгамим". А суд нужен лишь для того, чтобы разбить скорлупу высокомерия и душевной тупости. Однако, разбивая скорлупу, следует очень остерегаться, чтобы не разбить сам плод, находящийся внутри