Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания - дневной раздел - 9 Ияр

Обычай Хабада - "жить в ногу со временем" - читать каждый день отрывок из недельной главы Торы и Тегилим и изучать отрывок из Тании и Йом Йом
Пока только несколько дней, в дальнейшем - им йирце Гашем - надеемся, что будет "двар йом бейоймой"
Шиурим баТания, Пниней Тания, Маскиль леЭйсон

9 Ияр 5778 года

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

И об этом сказал Асаф, [осененный] духом Б-жьим, [говоря] обо всей общине Израиля, находившейся в изгнании: "А я невежда и не знаю, скотами я был пред Тобой. А я всегда с Тобой"[1]. То есть: хотя я как скотина, когда я с Тобой, и не знаю и не ощущаю в душе моей этого единства так, чтобы сначала ее охватили страх и ужас, а потом великая любовь, полная наслаждения или подобная углям пылающим, как это свойственно праведникам, чье вещество очистилось, и как известно, что Даат[2] - это ощущение душой и заключены в нем Хесед и Гвура[3], и все же "я всегда с Тобой", ибо материя не препятствует единению души со светом - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, наполняющего все миры, и как сказано: "И тьма не скроет [меня] от Тебя"[4].

И в свете этого становится понятным, почему так строго запрещается работать в субботу и есть квасное в Песах и то, что это запрещение одинаково для всех, ибо даже в душе невежды и совершенно необразованного человека светит свет святости субботы и праздника и душа его осуждается на наказание "карет" и "скила"[5] за нарушение этой святости. И даже малейшая примесь квасного и -перенесение мукцэ[6] наносит ущерб святости, которая в душе его, так же как и святости, которая в душе праведника, ибо у всех нас одна Тора.

(Написано "скотами" во множественном числе, и это намек, указывающий на то, что пред Ним, благословенным, даже категория высшего знания [даат элъон], заключающая в себе Хесед и Гвура, подобна скотам и телесному действию по отношению к свету Эйн Софа, как сказано: "Ты всех их мудростью сделал"[7], и эта категория называется Бегейма раба [Великое животное], как об этом говорится в другом месте. И это - имя Бан[8], числовое значение которого равно числовому значению слова бегейма, которая перед миром Ацилут.)



[1]  Тегилим 73, 22, 23. Этот стих объясняется также в гл. 18.

[2]   В Тегилим 73, 22 сказано: "И не знаю (вело эда)". Из этого ясно, что речь идет о категории Даат.

[3]   То есть любовь и страх. Ср. конец гл. 3.

[4]   Тегилим 139, 12.

[5]   Преждевременная смерть и убиение камнями.

[6]   Все предметы, которыми нельзя пользоваться в субботу. К ним запрещается даже прикасаться.

[7]   Тегилим 104, 24.

[8]   При написании названий букв имени Гавайе ["йод"-"гей"-"вав"-"гей"] есть несколько возможностей: "йод"-"вав"-"далет" (название буквы "йод") - "гей"-"алеф" (название буквы "гей") - "вав"-"алеф"-"вав" (название буквы "вав"). - "гей"-"алеф" (название буквы "гей") или "йод"-"вав"-"далет" (название буквы "йод") -"гей"-"гей" (название буквы "гей") -"вав"-"вав" (название буквы "вав") - "гей"-"гей" (название буквы "гей") и т. д. Имя Бан получается при втором из приведенных написаний. Числовое значение всех букв этого имени - 52: 20 (10+6+4) + 10 (5+5) + 12 (6+6) + 10 (5+5), или, если записать его еврейскими буквами, - "бейт" (2) - "нун" (50) - Бан.