Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Шагар, "Разбитые сосуды" постмодерна. 18 фев 2021

Рав Рав Шагар, рав Шимон Гершон Розенберг, был главой ешивы «Сиах», здесь, в Гуш Эционе, он не так известен, как, скажем, рав Карлебах, тем не менее, мне кажется, что есть в его творчестве нечто весьма актуальное для нас.

Он был «вязаной кипой», но с большим интересом к философии, хасидизму, психологии.

Если рав Амиталь ищет стыки на уровне практики, реальности этого мира, то рав Шагар это поиски стыка с реальностью в области разума, науки, образа мышления и т.д.

Что объединяет всех этих мыслителей — Карлебах, Шагар, рав Амиталь Гешель и т.д — все они говорят: мы хотим быть религиозными людьми — сегодня!

МЫ не хотим быть религиозными людьми — вчера. Все наши книги говорят о том, как быть религиозным человеком вчера. Это очень привлекательно. Некоторые пытаются быть религиозными 2000 лет назад. Я говорил и говорю, что книга написанная 2000 лет назад — в ней нет ответов на вопросы современности. Не просто нет — ответы, которые там есть они сбивают с толку. Ты думаешь что ты понимаешь, пытаешься исполнять то, что было написано в книгах, написанных 2000 лет, или 2500 лет, или 200 лет назад — иты думаешь, что ты понимаешь, и ты делаешь то, что там написано — и что получается? — Получает ся «разбитые сосуды».

Прямо через дорогу от меня находится маколет, продуктовый магазин. Замечательный маколет, там есть всякие пряники из России, «Дядя Ваня» и проч. Я иду в маколет, и покупаю молоко, и я даже не смотрю на срок годности. Я уверен, что хозяин проверяет, чтобы товары с истекшим сроком годности не появлялись на прилавке…

Почему-то, когда мы читаем святые книги, нам не приходит в голову посмотреть срок годности. Нигде не написано — везде написано обратное, что слова праведников вечны, и Тора актуальна на все времена — нигде не говорится, что есть срок годности. А срок годности есть. Откуда мы это знаем? Попробовали…

Нам не приходит в голову, что духовные продукты имеют срок годности. Что на духовный товар бывает аллергия.

Те, кто говорят, что Б-г это сердце — на мой взгляд, это противоречит тексту Писания. Когда Адам поел от древа познания сказано «он стал как один из нас» — так как можно говорить, что Б-г это сердце?

Поскольку это несется из всех репродукторов, что главное быть сердечным, переводить старушек через дорогу… да, «Вс-вышний просит сердца». Это все или есть еще что-то?

Требуется перевод. Помните, мы читали Маниту? Он говорит, что должен быть переводчик. Бонди, говоря о Гешеле, тоже говорит о «переводе». Вопрос, на каком языке говорит наше поколение?

Шагар дает очень простой ответ: наше поколение говорит на языке постмодерн. И если мы пытаемся определять Б-га в понятиях модерны — у нас ничего не получится. Язык модерны — рав Кук говорит на языке модерны это уважение к личности, к разуму и т.д.

А Алтер Ребе — это даже не модерна, а средневековье. Уже начинается новое время — но это по большому счету средние века.

А мы живем в эпоху пост. И мы это не замечаем. И разговариваем на языке модерны. И это два абсолютно разных языках. Кто об этом говорит? Я не знаю, кто говорит больше чем Шагар.

В основном мы слышим, что пост это плохо, а модерн это хорошо, давайте вернемся к модерну. Там есть логика, там есть мораль — давайте вернемся к модерну.

Приходит Шагар и говорит: мир изменился. Мы не можем сегодня продолжить на языке нового времени. Сегодня это «нью эйдж». Было Новое время. А сегодня нью эйдж.

И если мы пытаемся разговаривать на языке модерны — с самими собой, с другими людьми, с Б-гом — это в известном смысле «авода зара», идолопоклонство.

Большинство религиозных лидеров — это ностальгия по «ган эйден» модерны.

Один из немногих, кто говорит, что сейчас другое поколение — это Шагар.

Его книга «Разбитые сосуды» посвящена вопросу — что есть иудаизм в эпоху постмодерны.