Внешний мир - реальность или иллюзия? Зависит, кого спросить. Взгляд хасидизма и взгляд "открытой" Торы. Ицхак Ройтман, 7 фев
В последний шабат в моем сознании встретились два мнения - одно из них рава Ицхака Гинзбурга, другое - рава Кука. В течение всего шабата я пытался понять, кто из них прав. Сначала я согласился с равом Куком, потом пришел к выводу, что рав прав.
Далее мы читаем ответ рава Гинзбурга из брошюры "Нифлаот" прошлой недели.
Вопрос:
"Я слышал на уроках рава Гинзбурга, что не нужно копаться в прошлом и пытаться его исправить".
В книгах рава говорится, что не следует копаться в прошлом, а нужно сосредоточиться на настоящем. Но ведь весь смысл чтения Шма перед сном - это душевный самоотчет?
Ответ:
"Прежде всего, говорится в Тании, что это служение (душевный самоотчет) это только в установленные времена. И основная идея этого душевного самоотчета - это сломать собственное эго. "
Когда мы копаемся в прошлом - на самом деле мы просто хотим сломать собственное эго. Это уже проблематичное утвержение...
"Вся идея душевного самоотчета называется в хасидизме "битуш", "побить", "разбить".
Есть известная цитата из Зоара, что "дерево которое не горит, разбивают его" - и это цель самоотчета.
Рав говорит, что на самом деле весь душевный самоотчет существует не потому, что мы сделали что-то не так, а для того, чтобы разбить свой эгоизм.
"Хасидут считает. что прошлое - это не интересно. Все что интересует меня - это сломать свое эго сегодня. В "моральном" учении есть дова понятия - раскаяние в прошлом, и принять доброе решение на будущее. Хасидизм говорить, что все это происходит в настоящем. "Вырезать на своем сердце" - это называется шифлут, униженность. "Принятие решения на будущее" - это почувствовать бесконечную жалость Вс-вышнего ко мне, что я не способен самостоятельно подняться. "Кабала" означает получить помощь. Понять, что если Вс-вышний не помогает ему - он не способен ничего сделать.
Оба эти понятия прошлого и будущего собираются вместе в настоящем. Униженность и жалость. "
Рав Ицхак фактически "транслирует" понятия прошлого и будущего в шифлут (униженность) и "рахамим" (жалость).
Это единение шифлут и рахамим называется "единением Вс-вышнего и Шхины".
"Каждый момент я получаю от него силы не упасть снова. И если я отрываюсь от него даже на момент - я сразу падаю. Принятие на будущее означает получить от него бесконечное милосердие. Я верю, что больше чем я хочу вернуться к Б-гу, Он хочет чтобы я вернулся к нему. Я должен только принять доброе решение, и дальше Он поможет."
"А что такое раскаяние? Это почувствовать свою ничтожность. Я падаю каждый момент, и Вс-вышний каждый момент поднимает меня. Это есть единство милости и униженности, и это цель душевного самоотчета".
Это был ответ рава Ицхака Гинзбурга.
Меня эта трактовка буквально "взорвала". Ибо из этой трактовки следует что мир вообще не существует. Весь этот текст говорит, что внешний мир не существует. Прошлого нет - есть шифлут (униженность, ничтожность). Будущего нет - есть рахамим (милость).
Дальше я прочитал некоторый текст рава Кука, и он мне, как раз понравился. Дальше, правда, я пришел к выводу, что есть более глубокое прочтение ответа рава.
(далее мы читаем отрывок из "Орот Атхия", "Свет возрождения", где говорится, что самое совершенное восприятие Б-га это восприятие Б-га как "души" этого мира и каждого человека. От чего зависит такое восприятие? Рав Кук говорит, что чем возвышенней человек, и нация в целом, чем выше его уровень морали - как отдельного человека, так и нации в целом - тем более он склонен воспринимать Б-га как "душу", а не как "царя", и т.д.
С другой стороны, такой подход отрицает мистическое постижение "ацмут", "сущности". (далее на видео подробно)
На первый взгляд, эти два подхода исключают друг друга. Подход хасидизма и мистики, где существует только внутренний мир. И подход "открытой Торы" - для которой основа основ это мораль.
Можно ли их совместить? Можно ли найти место для каждого из них? Об этом в продолжение урока.