С Б-жьей помощью
"...Сеет справедливость, взращивает спасение. ."[1].
Почему, говоря о помощи нуждающимся, употребляют слово "посев'', как. например, написано в Танахе: "Помогайте нуждающимся [так, будто] вы засеваете [поле] для себя[2] – станет ясным, если понять сказанное нашими учителями, благословенна их память: «Раби Эльазар давал бедняку мелкую монету и [лишь] затем приступал к молитве, ибо написано: "В награду за помощь нуждающимся удостоюсь созерцать Твой лик"[3]». Это означает, что человек открывает для себя суть Б-жественного света во время молитвы при концентрации мыслей и внимания [на смысле произносимого] – каждый в соответствии со своим духовным уровнем; происходит это лишь благодаря милосердию "и доброте Всевышнего, изливающимся из высших миров в физический мир, – для тех, кто трепещет пред величием Его"[4]. Иными словами, свет Эйн Соф Всевышнего, благословен Он[5], озаряющий высшие миры своим ослепительным сиянием, раскрывает населяющим их духовным образованиям величие и могущество [Творца], и те ощущают всем своим существом полную зависимость от Источника их жизни, осознают, что они – ничто по сравнению с Ним, и полностью растворяются в свете [Творца], благословен Он. Эти [духовные образования] – не что иное как "дворцы"[6] с наполняющими их ангелами и душами, чьи имена перечислены .в святой книге "Зогар" в соответствии с их иерархией; на это же намекает порядок молитв, установленный для нас мудрецами Великого Собрания[7]. Из высших миров нисходит в наш мир благодатный свет и озаряет тех, кто трепещет пред Всевышним, размышляет над значением имени Его и хочет служить Ему всем сердцем посредством молитвы, как написано: "...И Г-сподь осветит окружающий меня мрак"[8]. Нисхождение этого сияния в наш физический мир и определяется как милосердие Всевышнего, которое сравнивается [в книге "Зогар"] с водным потоком, низвергающимся с высот.
Известно, что в высших мирах проявляются и такие качества Всевышнего как суровость и сдержанность, необходимые для того, чтобы ограничить и скрыть благодатный свет Его от низших [миров]. Пробуждение того или иного качества Всевышнего зависит лишь от самого человека. Если он помогает окружающим, наделяя их всем жизненно необходимым и делая им добро, он вызывает тем самым аналогичное отношение к себе Всевышнего; как сказали наши учители, благословенна их память: "Той же меркой, какой меряет человек, измеряют и его самого"[9]. На первый взгляд воздаяние, которое он получает, несоизмеримо с его поступком: за щедрость человека в этом мире ему, казалось бы, положены блага мира грядущего, а не такой щедрый подарок еще при его жизни, как свет Самого Творца, ибо свет этот озаряет людей и рассеивает темноту вокруг них во время молитвы – служения Всевышнему всем сердцем. Получить такую награду означает, как известно, – удостоиться максимального приближения души к ее Первоисточнику еще при жизни человека[10], что превосходит все блага, уготованные ей в грядущем мире. Как сказали наши учители, благословенна их память: "Один час покаяния и добрых дел в этот мире прекрасней всей жизни в раю..."[11], о чем подробно говорится в другом месте, – ибо рай – лишь сияние и отсвет [Шхины][12].
[Несоизмеримость поступка и воздаяния за него можно объяснить с помощью следующей аналогии.] Зерновые и деревья вырастают из посаженных в землю семян и косточек плодов. Колосья, а также стволы деревьев и их плоды по сути своей и по материальной структуре абсолютно не похожи на семена и косточки, [из которых они выросли]: материальная структура семени и косточки не является непосредственной основой структуры растения и плода, ибо растительная ткань семени и косточки, их плоть разлагается в почве и гниет. Благодаря способности обновлять растительный мир, [которой Всевышний наделил] землю, выходят на ее поверхность колосья и деревья, приносящие плоды; но чтобы эта способность реализовалась, необходимо прежде всего опустить в землю семена или косточки, и те сгниют там, вернув свою жизненную силу источнику, из которого в свое время ее получили, – силу воспроизводства, – и растворившись в нем. Возвращение этой силы к источнику побуждает его реализовать заложенную в нем потенцию к обновлению растительного мира, стимулируя рост колосьев, [получивших] из семени [свой генетический код], – однако в каждом из них уже не одно зерно, а много; то же верно и по отношению к плодовым деревьям. Материальная структура и качество плодов тоже во много раз превосходят материальную структуру и качество косточки, посаженной в землю. Это верно и в отношении плодовых овощных культур, таких, как огурцы[13], но в отличие от зерновых, плоды которых – семена, – плоды овощных культур и их семена – не одно и то же, семена находятся внутри плодов. [Различие между] таким плодом и его семенем подобно [различию между] косточкой плодового дерева и его плодом. Это количественное и качественное различие между плодом и семенем объясняется тем, что источником и основой жизненной энергии, благодаря которой появляются плоды, является не семя, а сила обновления растительного мира, [дарованная Творцом] земле и несущая жизнь приносящим плоды растениям и деревьям. Задача же посаженных в землю косточек заключается лишь в том, чтобы инициировать потенцию, заложенную в нее, [- подобно тому, как человек своей активностью в нижнем мире вызывает процессы в высших, духовных мирах]. Эта активность называется в трудах раби Иц-хака Лурии, благословенна его память, "всплеск маим нуквшл".
И в полном соответствии с этим сравнением все виды помощи нуждающимся в среде еврейского народа влияют на высшие миры, являясь своего рода "всплесками маим нуквшл,", [вызывающими излияние из высших миров доброты Творца]. В высших мирах находится источник всех еврейских душ, названный в книге "Зогар" "собранием Израиля", а также "последней стадией в процессе рождения [душ]"[14]; в Талмуде же этот духовный уровень называется "Шхиной". В этом источнике душ соединяются все [десять] свойств Святого [Творца], благословен Он, главное из которых – доброта, и составляют с этим источником единую сущность. [Добрые дела человека] вызывают доброту Самого Всевышнего, находящую свое выражение в излучении Его света с тем, чтобы излить его в нижние миры и осветить души евреев, которым откроются величие и могущество [Творца] хотя бы во время молитвы. Несмотря на то, что "величие Его непостижимо"[15] до такой степени, что все – ничто по сравнению с Ним, все же "в той степени, в какой проявляется величие Его, проявляется и Его кротость"[16] [- в том, что Он позволяет людям постичь Его и спускается со Своих высот до уровня, доступного человеческому постижению], "подобно изливающемуся водному потоку"[17].
Об этом написано: "Во мраке сияет свет [Всевышнего] для прямодушных; [в этом награда человеку за то, что он] милосерден, милостив и праведен"[18]. Если человек милосерден, милостив и праведен и от всей души помогает нуждающимся, то этим он открывает путь для излияния света Всевышнего в свою душу, которая облачена в пребывающую во мраке плоть, [названную в Кабале] "кожей Змея". Превращение темноты в свет и называется спасением, и слова "взращивающий спасение" говорят именно об этом, ибо спасение это "произрастает" из помощи нуждающимся, являющейся, [образно говоря], семенем, посеянным в [той субстанции высших миров, которая служит] духовным аналогом земного шара[19]. Эта "земля желанная" и есть "собрание Израиля", Шхина – присутствие [Создателя] в сотворенных Им мирах [в качестве Царя], дарующего им жизнь, как сказано: "Царская власть Твоя распространяется на все миры..."[20]. Самые же богатые всходы приносит помощь нуждающимся, живущим в нашей Святой Земле, которая в физическом мире прямо связ-ана со Шхиной; посеянное здесь сразу же прорастает в "земле желанной", что на Небесах, и нет никаких препятствий и преград этому росту, ибо ничто не в состоянии прервать связь между [верхней и нижней] "землями жизни"[21], так как врата Небес[22] находятся над Храмовой горой, ничего подобного за пределами [Эрец-Исраэль] не существует. Разумный да поймет сказанное.
К посланию восьмому
[1] Слова из благословения перед "Шма" в утренней молитве.
[2] По Гошеа, 10:12.
[3] Бава батра, Юа. По Тегилим, 17:15. См. Тания, часть 4, посл. 32. Слово бецедек из вышеприведенного стиха Раши комментирует двояко: 1) "в заслугу за мое милосердие", которое человек проявил, оказывая помощь нуждающимся; 2) "по Твоему милосердию". Автор трактует в этом послании слова1 стиха по обоим комментариям. Внук автора, третий Любавич-ский Ребе, известный под именем Цемах-Цедек. отмечает, что под словом "лик", согласно Кабале, подразумевается высший интеллект, который открывается в интеллекте молящегося.
[4] По Тегилим, 103:17.
[5] Раби Леви-Ицхак Шнеерсон, отец последнего Любавичского Ребе, поясняет, что существует разница между понятиями ор Эйн Соф, барух Гу ("бесконечный свет Эйн Соф [-Всевышнего], благословен Он") и ор Гавайе Эйн Соф, барух гу ("свет Всевышнего Эйн Соф, благословен он"). Под вторым термином подразумевается не бесконечный свет Творца, абсолютно трансцендентный мирозданию, а тот свет, который нисходит в сфирот и воплощается в них. Причем все слова, составляющие этот термин, указывают на этапы его воплощения в сфирот, от высших к низшим, и на его отражение от низших и возвращение в источник.
[6] См. прим. 14 к посл. 5.
[7] Совет, состоявший из 120-ти мудрецов и пророков и руководивший еврейским народом в начальный период эпохи Второго Храма. Эти люди составили канонические тексты основных молитв и благословений и способствовали интенсивному изучению Устной Торы. Согласно преданию, они зашифровали в текстах составленных ими молитв тайны Б-жественного и мироздания.
[8] По Шмуэль II, 22:29.
[9] Мегила, 126; Сангедрин, 90а.
[10] В терминологии хасидизма такое приближение души к ее Первоисточнику называется тшува илаа – "возвращение к Высшему". Душе открывается ее Б-жественный источник, который, тем не менее, она не в состоянии постичь и в раю.
[11] Авот, 4:17.
[12] См. Тания. часть 4, посл. 1 и прим. 13 и 14 там же.
[13] В современном иврите соответствующее слово означает кабачки, однако здесь, очевидно, имеются в виду огурцы – овощи того же семейства тыквенных. В тех местах, где жил автор, огурцы были распространены, кабачки – нет.
[14] Души образованы из элементов всех сфирот, но лишь благодаря генеративным свойствам сфиры Малхут души становятся отдельными духовными сущностями.
[15] По Тегилим, 112:4.
[16] Мегила, 31а.
[17] Об этом сравнении см. Тания. часть 1. гл. 4.
[18] По Тегилим, 112:4. См. комм. Раши к этому стиху. Слово "спасение" из первой цитаты автор, судя по всему, толкует в этом послании так же, как и в посл. 3 этой части книги.
[19] Генеративные свойства сфиры Малхут подобны свойству почвы воспроизводить растительный мир. Согласно учению хасидизма, многие физические характеристики земного шара – например, форма, размер и т. п. – имеют свой духовный аналог в сфире Малхут.
[20] По Тегилим, 145:13.
[21] По Тегилим, 116:9. Подобно тому, как сфира Малхут – источник жизни творений, Страна Израиля – духовный источник всех физических благ на земном шаре.
[22] См. Брейшит, 28:17.