Но есть еще один интересный ответ. На одном из последних наших уроков мы говорили о том, что эго – это сознание, и эго – это сущность человека. Человек – это сознание. Кто такой человек, что такое божественный образ человека? – Это его сознание. Никакой новости в этом нет. Можно ли предположить, что сущность Б-га – это тоже Его сознание? Почему это важно? Потому что если сущность Б-га – это его сознание, то Б-г в оставшиеся 5782 года после сотворения мира сидит в иешиве и учит Тору. Так говорит мидраш. Что Всевышний сидит там наверху в иешиве и учит Тору. И все те открытия в Торе, которые есть в каждом поколении, естественно, сначала открываются там наверху… Нет, может какие-то приходят снизу, это другой вопрос. Но сначала они открываются там наверху, а потом они приходят сюда вниз. Почему это важно? Есть такое выражение: нет бет-мидраша, в котором не открывается что-то новое. Если мы сидим и просто читаем то, что уже написано, то это не бет-мидраш. Но если открывается что-то новое, это называется бет-мидраш. Нет бет-мидраша без обновления. Тогда мы понимаем, что самая главная иешива там наверху - там тоже что-то открывается новое. И поэтому нам принципиально важно учить Тору своего поколения. Не Тору прошлого поколения, не Тору позапрошлого поколения, а Тору своего поколения. Главный вопрос человека должен быть: кто учитель моего поколения? Может быть много учителей, я не говорю. Рав Ицхак Гинзбург очень любит повторять, что «один вождь у поколения, а не два вождя у поколения». Но так или иначе, речь идет о том, что в каждом поколении есть мудрецы, которые учат, слышат ту Тору, которая там наверху, и открывают ее своему поколению. И поэтому люди, которые остаются с Торой прошлого поколения, это хорошо в качестве музея. Как музейный экспонат, Тора как музейный экспонат прекрасна: так свиток выглядел в Ассирии, а так он выглядел в Вавилоне, а так он выглядел 2000 лет назад, а вот Кумранские рукописи. Это все прекрасно, только это не Тора, которую Б-г говорит сейчас. Она вышла из синхронизации. Это принципиально. Это принципиально до такой степени, что если человек учит Тору, но не своего поколения, рав Ицхак как-то об этом сказал, это называется, что он служит идолам. Учить Тору прошлого поколения – это значит служить идолам. Вы представляете, что это такое?