Еще одна тема вчерашних уроков: уважение к личности индивидуума.
Почему-то именно на стыке 19 и 20 веков идеализм сменяется экзистенционализмом.
Это своего рода "мессианский" процесс. Почему? Потому что "машиах" это уважение к личности каждого и каждого индивидуума. Прекрасная история про рабби Элимелеха из Лиженска, который просил прощения накануне субботы у каждого и каждого из членов своей семьи - прекрасная тому иллюстрация.
И это же идея экзистенционализма - личность становится важнее идеи.
Можно ли сказать, что рав Кук все же больше "идеалист", чем "экзистенционалист"? - Возможно. Рав Гинзбург говорит об этом. При этом сам рав Гинзбург называет настоящим экзистенционализмом только хасидизм. Интересный подход. Особенно если обратить внимание на тот акцент, который хасидут делает на "битуль". Как бы не идут эти два понятия вместе - битуль и экзистенция.
Но то, что у рава Кука много идеализма, и даже "трон Всевышнего на земле" заимствовано, кажется, из Гегеля - это интересно...
Можно подумать, "Война" рава Кука - это экзистенция или идея? Скорее, все же, идея. "Конечная цель", оправдывающая средства - классический идеализм.
А у Левинаса и Розенцвейга война это явно экзистенция. Обнажение сущности бытия.
Такие заметки на полях вчерашних уроков