Еще оцифрованный урок:
Мы часто говорим о том, что Ган Эйден в человеческой жизни, рай в человеческой жизни – это этап детства вообще. Этап эмбрионального развития в частности, как написано в стихе в книге Иова, который говорит: «кто бы дал мне быть, как в прежние времена», и комментарий говорит, что это имеется в виду - в материнском чреве. Самый большой Ган Эйден – это материнское чрево. И рождение человека – это когда его выгоняют из Ган Эйден. Это первое изгнание. Говорят, что есть 4 изгнания. Второе изгнание – это изгнание из детства. Там тоже, конечно, есть этапы развития. Есть йеника, есть катнут, есть три этапа развития: Йеника – ступень сосательная, когда ребенок сосет материнскую грудь – это первый этап развития. Следующая ступень называется катнут – детство, то есть «малые мозги». Потом есть гадлут – «взрослые мозги». До 3 лет примерно считается йеника. Раньше было принято кормить грудью до 24 месяцев, как мы знаем про Хану, мать Шмуэля. Потом идет катнут, собственно, детство. А потом его выгоняют из Ган Эйден. То есть он взрослеет, бар-мицва, бат-мицва (12-13 лет). И идеальный мир заканчивается и начинается взрослый мир. Дальше есть еще одна ступень, когда человек женится, создает семью и идет на войну, то, что написано, что 20-летний идет на войну. Сколько мы насчитали изгнаний? Первое изгнание – это рождение. Второе изгнание – когда ребенка отнимают от груди, это тоже раньше отмечалось, как мы знаем. И дальше – это бар-мицва. И дальше – это свадьба. От 20 до 60 лет человек на войне. И дальше только пенсия, это уже наверное Машиах, в человеческой жизни. Интересно, что каждый этот этап должен быть отмечен. Мы знаем, что инициация должна быть отмечена, нельзя это просто так проходить. Тогда ребенок проходит этот этап. Неслучайно это. В древности было принято отмечать день отнятия от груди. Как мы читаем про Ицхака, что устроили большой пир в день отнятия его от груди. Сегодня устраивается пир, когда ребенку в 3 года стригут волосы, это уже второй пир. Первый – когда он рождается. Второй – когда ему стригут волосы. Это делает какой-то импринтинг голове человека. И тогда он понимает, что нужно подняться на следующую ступень. Следующим этапом является бар-мицва или бат-мицва, когда ребенку говорят: «Ты уже взрослый». Помню, когда у моей старшей дочери была бат-мицва, она училась в школе в Нес Ционе. Она говорила: «Нам весь год прожужжали все уши, что мы уже взрослые». Да. Если в этом возрасте не прожужжать уши, что ты взрослый, он останется ребенок, то есть он не хочет переходить на следующую ступень. А потом начинается взрослая жизнь. Мы говорили про изгнание. Это изгнание – на самом деле не изгнание. Это просто взросление. Адам понял, что это просто взросление. Всевышний, о котором говорится здесь, наверно это какая-то мировая сила, космическая сила, мазаль, который говорит человеку: «взрослей», не оставайся в детстве. Сначала он говорит ребенку: выходи из материнского чрева, а то ты погибнешь. Потом он говорит ребенку, что надо взрослеть, когда его стригут первый раз. Потом бар-мицва, когда ему говорят – взрослей, ты уже взрослый, почти взрослый. В религиозных семьях принято, и это очень логично, что в 14 лет мальчики уезжают из дома. Дальше до 20-ти с чем-то они практически не видят родительский дом, так, приезжают только в гости на каникулы. Почему? Потому что это есть этап взросления. Если он будет жить дома со своими родителями, он останется ребенком. И это и мальчики, и девочки. Сейчас девочек тоже учат, есть семинарии, семинары и так далее. Сегодня это и мальчики, и девочки. Этап взросления – это всегда этап отделения. Отделение от груди, отлучение от груди. Потом отделение из дома. Потом идти на войну. И тогда вырастает взрослый человек, который может воевать. А иначе он остается с Торой для маленьких детей. И не понимает, почему жизнь устроена не так, как он думал в детском саду. Поэтому это не изгнание, это взросление.