01
Читал в субботу «Милкод 67» Михи Гудмана.
Основная идея — что палестино-израильский конфликт принципиально неразрешим, и поэтому давайте начнем слушать друг друга.
Принципиально он рисует следующую схему:
Левые говорят о двух проблемах: демографической (решение — два государства для двух народов) и моральной («оккупация развращает»).
Правые говорят о безопасности (защита границ в границах 47 года невозможна) и Танахе (обещанная Богом земля).
Интересная книга, но меня как то это мало убедило. Демографическая угроза это пока что теория.
Тора, говорящая о любви и мире — это Тора «для маленьких детей».
«Тора для взрослых» это Тора войны и конфликта. «Хитростью веди войну». И «этот говорит я нашел… разделят пополам».
То есть ситуация, когда два народа претендуют на одну и ту же землю (Палестину) или два «царя» которые хотят командовать в одном городе (дурное начало и доброе начало) — это не исключение, а правило.
И если ты откажешься от своей половины — это не завершение конфликта, а лишь перенос его на ту половину, которая пока что твоя…
Еще одна субботняя тема — у Мевораха.
Нет любви без насилия. И это относится как к межчеловеческим отношениям так и к отношениям человека с Богом. «Сильна как смерть любовь, тяжела как ад ревность» — это базовая парадигма.
А вот акедат Ицхак это как раз «норма» отношений между «любящим» (Богом) и «любимым» (Авраамом)
И именно идея «замены» Ицхака на барана — это то, что превращает «язычника» Авраама в Авраама-иври
Будем читать сегодня вечером надеюсь.