Читал в субботу "Милкод 67" Михи Гудмана.
Основная идея - что палестино-израильский конфликт принципиально неразрешим, и поэтому давайте начнем слушать друг друга.
Принципиально он рисует следующую схему:
Левые говорят о двух проблемах: демографической (решение - два государства для двух народов) и моральной ("оккупация развращает").
Правые говорят о безопасности (защита границ в границах 47 года невозможна) и Танахе (обещанная Богом земля).
Интересная книга, но меня как то это мало убедило. Демографическая угроза это пока что теория.
Тора, говорящая о любви и мире - это Тора "для маленьких детей".
"Тора для взрослых" это Тора войны и конфликта. "Хитростью веди войну". И "этот говорит я нашел... разделят пополам".
То есть ситуация, когда два народа претендуют на одну и ту же землю (Палестину) или два "царя" которые хотят командовать в одном городе (дурное начало и доброе начало) - это не исключение, а правило.
И если ты откажешься от своей половины - это не завершение конфликта, а лишь перенос его на ту половину, которая пока что твоя...
Еще одна субботняя тема - у Мевораха.
Нет любви без насилия. И это относится как к межчеловеческим отношениям так и к отношениям человека с Богом. "Сильна как смерть любовь, тяжела как ад ревность" - это базовая парадигма.
А вот акедат Ицхак это как раз "норма" отношений между "любящим" (Богом) и "любимым" (Авраамом)
И именно идея "замены" Ицхака на барана - это то, что превращает "язычника" Авраама в Авраама-иври
Будем читать сегодня вечером надеюсь.